ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

     Сцена первая
     Большой запущенный сад вблизи Южного Тибета, на первом плане вход 
в обширную пещеру, закрытый пурпуровою занавеской.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

     Входят кавалер де-Мортемир, Неплюй-на-стол, Халдей Сорвал и Инструмент.

     Неплой-на-стол.
Вот сюда, вот сюда!
Этот сад, господа,
Есть тот самый, куда
Мы стремились.

     Все.
Да, да?
Но для чего сия пещера?

     Неплюй-на-стол.
Пещеры нет! то лишь химера,
Иллюзия, обман и сон.
Ей быть здесь вовсе не резон.
В пещере может жить дракон, 
Медведь иль ящур, но царица –
Я в том готов хоть побожиться –
Живет отнюдь не в сей пещере,
А в замке, иль, по крайней мере,
В высокой башне..

     Халдей.
Где ж они.

     Неплюй-на-стол.
Вон видите ли там огни.

     Халдей.
Что врешь ты! Среди бела дня
Не увидать тебе огня.

     Неплюй-на-стол.
Вот башня высится, а вон
Выходит дама на балкон.
То – верно фрейлина царицы.
Украшена пером жар-птицы.
За ней придворные чины
В мундиры все облечены!..
Что вижу? Кушают блины!
Какой прекрасный жирный блин!

     Халдей.
Он нас морочит, чертов сын!

     Инструмент.
К нам относится презрительно!

     Все.
Бить его неукоснительно!

     Неплюй-на-стол.
Не сердитесь, друзья,
Не судите строго,
Если изредка я
Пошучу немного.
В этом нет большой беды.
Лучше сядемте сюда,
И, коль есть у вас запас,
Мы закусим тот же час.

     Халдей, Сорвал и Инструмент.
Вот так прекрасно.
Вот это так!
Видим мы ясно:
Он не дурак.

     Неплюй-на-стол(самодовольно).
Да, это ясно:
Я не дурак.

     Мортемир.
Мигу ль я пить и есть,
Не зная, где она?
Здесь – вижу – тайна есть,
И даже не одна!

     Неплюй-на-стол.
Поверьте мне: сии пределы
Она оставила для дела;
Но лишь заблещет луч денницы,
Назад вернется в колеснице.

     Мортемир.

     Изрядно выпив и закусив, встает и подняв руку к небу:

Довольно! Нету сил! Пусть праведный мой гнев 
Вас в сердце поразит негодованья жалом!
Ужель мы шли сюда, все бросив и презрев,
Затем, чтоб пить и есть, подобно канибалам?

     Все (поспешно доедая и допивая).
Ну-с, мы готовы!
Что ж предпринять?

     Мортемир (мрачно).
Венец терновый
Нужно стяжать.

     Халдей.
Это конечно!
Но как начать?

     Мортемир.
Рад бы сердечно
Вам я сказать,
Если бы знать я
Мог это сам...

     Из пещеры раздается страшный рев.

Кто там проклятья
Шлет к небесам?
Сомненья нету!
Тайна здесь есть!
В пещеру эту
Должно пролезть.

     Неплюй-на-стол.
Но прежде нужно
Занавес снять.
Тяните дружно,
Не отставать!

     Все (берутся за занавес, но потом Халдей, Инструмент и Неплюй-на-стол отступают и каждый, отвернувшись, поет):
Но я трепет ощущаю,
Потому что впереди
Что нас ждет, ведь я не знаю.
Дай-ка стану позади.

     Стараются встать каждый позади всех. Перед занавесом остается Мортемир, погруженный в задумчивость, и Сорвал, с недоумением озирающийся.

     Неплюй-на-стол.
Друг любезнейший, Сорвал?
Ты бы занавес сорвал? (Отбегает еще дальше.)

     Сорвал.
     Весьма охотно повинуюсь.

     Срывает занавес. Из пещеры выходит большой медведь и с ревом становится 
на задние лапы.

     Неплюй-на-стол.
     Ай, ай, ай!
     Хватается за живот и падает мертвый. Сорвал, Халдеи и Инструмент обнажают шпаги. Медведь поворачивается к ним спиной. Тогда они, скрестивши шпаги, кладут на них труп Неплюя и уносят его, напевая на мотив: “Как я рад капитан, что я вас увидал”.

     Халдей, Сорвал и Инструмент.
Он погиб, он погиб
Жертвою отваги –
Пусть носилками ему
Служат эти шнаги!
Мудрость с храбростию он
Сочетал искусно,
Но внезапно был сражен
Сей болезнью гнусной.
Он погиб, он погиб
Жертвою отваги –
Пусть носилками ему
Служат эти шпаги.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

     Мортемир и медведь.

     Голос из четвертого измерения.
Блаженства дверь
Потом – не теперь –
Откроет зверь.
Люби и верь!

     Мортемир.
Люблю я и верю
Вот этому зверю.

     Голос из четвертого измерения.
All right!
______________

     Сцена вторая
     Несколько недель после первой. Другое место в том саду. Пещера вдали. На первом плане высокая могила, около которой в позе отчаяния стоит кавалер де-Мортемир.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

     Мортемир.
Последний уголек в душе моей остыл.
Как я любил его и как хорош он был!
Какая грация развалистых движений!
В глазах задумчивых какой светился гений,
Какая мудрость! Я увидел в нем
Последний якорь жизненного судна.
Он говорил на языке своем,
Хотя без слов, но понимать не трудно


Его мне было любящей душой.
И он любил. Мохнатый и большой,
Он ласков был, как маленькие дети.
Как он вертел прекрасной головой!
Увы! Мгновения блаженнейшие эти
Промчалися бесследно, как во сне.
Скончался он... И что же делать мне?
А, знаю что! К натуре стану задом,
Кинжал – в живот, и с ним улягусь рядом!

     Хочет заколоться, как вдруг над могилой медведя появляется Белая Лилия.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

     Белая Лилия.
От тебя, мой милый,
Я не скрою, что
Под моей могилой
Нету ничего.

     Мортемир.
Твои черты небесно хороши;
Но где же он, медведь моей души?

     Белая Лилия.
Медведь живет, – лишь нет медвежьей шкуры.
Но не скорби, мой друг! Здесь таинство натуры.
В медведе я была, теперь во мне медведь,
Как некогда его, меня люби ты впредь.
Невидима тогда
Была я, а теперь –
Невидим навсегда
Во мне сокрытый зверь.

     Мортемир (в экстазе).
Теперь блаженства нам
На всю достанет вечность,
Недаром же он сам
Сосал свою конечность.

     Обнимаются и, поднявшись на воздух, вдруг переходят в четвертое измерение. На бывшей могиле вырастают белые лилии и алые розы.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

     Входят Галактея, Теребинда и Альконда.

     Галактея, Теребинда и Альконда (вместе).
Мы устали, мы устали,
Мы блудили, мы блуждали,
Неожиданного ждали,
Небывалого искали –
Все по пустякам.

     Подходят к могиле и любуются цветами.

     Галактея.
Эти лилии и розы
Нас уносят в царство грезы, –
Не уснуть ли нам?

     Альконда.
Не спала я две недели.
Отдохнемте, в самом деле.

     Теребинда.
От скорбей и от забот
Нас укроет этот грот.

     Галактея.
Да, связавши по букету,
Мы войдем в пещеру эту.

     Делают букеты н уходят в пещеру.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

     Входят Халдей, Сорвал и Инструмент.

     Халдей.
     Да под кустами-то хорошенько пошарьте, говорят вам, экий бестолковый народ!

     Сорвал.
     Да что шарить то, я уж и так в кучу неприятностей попал.

     Инструмент.
     Смыло его дождем, должно быть, а то ветром унесло.

     Сорвал.
     Вон что-то белеется. (Поднимает бумагу и бросает.)

     Халдей.
Бумажка точно, да не та!
Эх ты, Емеля простота!

     Сорвал.
     Ан и нашел. (Поднимает пергамент мудреца Неплюй-на-стол.) Целехонек, смотрите.

     Халдей (берет и читает).
Ну, вот я говорил, так оно и есть:
“Аз – буки – ведь, аз – буки – ведь.
Здесь смысл возвышенный и тайный. –
Его откроет нам медведь,
Владея силой чрезвычайной”.

     Вот видите; медведь. Все, значит, шло, как нужно, и мы только сдуру перетрусили, а тот старый шут – пуще всех. Вот у Мортемира-то губа не дура: он с медведем остался; теперь, наверно, и Белую Лилию заполучил, а мы тут все шляемся, как оглашенные.

     Инструмент.
     Отыскать их непременно.

     Сорвал.
     Да где ж искать?

     Инструмент.
     Известно, где. Вон и пещера та самая.

     Халдей.
     Сорвал, душа моя, сбегай – сделай милость – загляни в пещеру!

     Сорвал.
     С величайшим удовольствием.

     Скрывается в пещере и через несколько минут кричит оттуда:

Эи, эй, Халдей!
Сюда скорей!
Эй, Инструмент!
Лови момент!

     Халдей.
Кого нашел там, говори! 

ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ

       Сорвал выходит из пещеры, за ним Альконда, Галактея, Теребинда.

     Сорвал.
Лилея белая, смотри:
Да не одна, а целых три.

     Халдей и Инструмент.
Черты знакомые, но с новой красотою.

     Халдей (указывая на Галактею).
Я этою пленен!

     Инструмент (указывая на Теребинду).
А я вон тою!

     Альконда, Галактея и Теребинда.
     Подавая каждая букет своему респективному кавалеру.
Милый друг, меня узнал ты?
Хоть другую здесь искал ты,
Покорись судьбе.

Халдей, Инструмент и Сорвал (каждый своей даме).
Я об этом не жалею,
Ибо Белую Лилею
Узнаю в тебе.

     Обнимаются попарно и затем, сойдясь все вместе, поют:

Белую лилию с розой,
С алою розою мы сочетаем.
Сердца пророческой грезой
Вечную истину мы обретаем.
Вещее слово скажите!
Нашу голубку свяжите
Новыми кольцами древнего змея.
Вольному сердцу не больно...
Ей ли бояться огня Прометея?
Чистой голубке привольно
В пламенных кольцах могущего змея.
Пойте про бурные грозы:
В бурной грозе мы покой обретаем...
Белую лилию с розой,
С алою розою мы сочетаем.

     Занавес.

                      Москва – Пустынька. 1878–1880 гг.

<....................>
____________________________________________________________________
п