.
Владимир Соловьев
КАБАЛЛА, МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ЕВРЕЕВ
Предисловие к статье Давида
Гинзбурга
Каббала, мистическая философия
евреев
(Вопросы философии и
психологии, II, кн. 33,
май-июнь 1896, стр. 377–300; предисловие на стр. 277–279)
Предисловие
Предлагаемый труд, насколько мне
известно, есть первое самостоятельное сочинение о каббале на русском языке. Автор
– ученый гебраист и арабист – сумел в небольшом объеме вместить обильнейший
материал, взятый из первых рук. Написанная по моему предложению для “Энциклопедического
Словаря” Брокгауза-Ефрона, но признанная
слишком специальною и не довольно популярною для большого крута читателей
общей энциклопедии, эта статья находит себе законное место в специальном
отделе философского журнала*.
Каббалистическая
теософия не есть система единичного мыслителя, или отдельной школы, а целое
своеобразное миросозерцание, слагавшееся в течение долгих веков. Хотя этому
гигантскому дереву гораздо более тысячи лет, но оно до последнего времени
давало живые, хотя не всегда здоровые отпрыски. Корни его скрываются в темной
глубине еврейской и еврейско-халдейской религиозной мысли, а видимыми для
исторического взгляда ветвями оно сплетается с гностическими и
неоплатоническими умозрениями. Но обращать внимание
на одни эти поверхностные ветви и во всей каббале видеть только видоизменение
неоплатонизма было бы почти такою же ошибкой, как если бы из поздней
обработки каббалистических книг в ХШ и XIV вв, стали выводить
средневековое происхождение самого каббалистического учения, содержащегося в
этих книгах.
На самом деле каббала
не есть продукт ни средне векового, ни александрийского мышления Неизгладимую
печать ее древнееврейского происхождения и существенное отличие ее от
неоплатонического учения мы видим в особом первобытном реализме цельном
монизме этого своеобразного миросозерцания. Характерное для всей греческой
философии и вполне сохранившееся в неоплатонизме противоположение между миром
умопостигаемых сущностей, областью истинного, подлинного бытия и миром
материальных явлений – это дуалистическое противоположение совершенно
отсутствует в каббале: для нее материальный мир есть только последняя крайняя
степень реализации или воплощения истинно сущего. И все четыре мира,
признаваемые каббалой (мир сияния, мир творчества, мир создания и мир
делания), суть только четыре гласные степени этой реализации одного и того же
абсолютного содержания. Тогда как в неоплатонизме постепенный переход от
сверхсущего Единства или Блага чрез мир умов и идей к миру душ и тел
понимается топько с отрицательной стороны, как нисхождение, помрачение,
падение, каббала видит здесь и положительную сторону: завершение, воплощение
истины до конца, осуществление полноты бытия. И в высших мирах ничто не
мыслится отвлеченно, а все представляется в своем конкретном образе, имеющем
соотносительный, идеально и реально с ним связанный образ в мире низшем. Во
всех мирах, кроме единства содержания, утверждается также и единство общей
формы, и эта единая, всеобъемлющая форма есть форма человеческая. Человеку на
земле соответствует человек на небесах, и все основные человеческие элементы
и отношения гармонически осуществляются на различных степенях мироздания, по
которым, как по Иаковлевой лестнице, сходят и восходят небесные силы. Эта
идея человека как абсолютной и всемирной формы, совершенно чуждая греческой
философии, есть подлинная библейская истина, переданная христианскому миру
апостолом Павлом.
Реально-мистическая
связь всего существующего, как воплощения единого абсолютного содержания, –
вот исходная точка или основной принцип каббалы; сознательный и
систематический антропоморфизм – вот ее завершение. Мистика чисел, букв и
имен входит сюда как подчиненный элемент, не отделяемый от руководящих
антропоморфических идей.Предлагаемая ученая статья о каббале, имеющая
преимущественно исторический и историко-литературный характер, передает
метафизику каббалистов лишь в самых главных чертах. Для читателей
не-ориенталистов, желающих ближе познакомиться с подробностями этой
метафизики, кроме сочинений, указанных автором, были бы полезны еще два
следующие: Knorr de Rosenroth, Cabbala denudata, 2 большие тома in 4о, где находятся, между прочим, в латинском переводе
книга Зогар и книга Исаака Лурии De revolutionibus animarum; и Molitor: Die Tradition oder Philosophie der Geschichte – оставшееся неоконченным
многотомное сочинение с обширными выписками из каббалистов и глубокомысленным
толкованием каббалистических принципов.
Из христианских
каббалистов, кроме упомянутых в статье барона Гинцбурга, следует назвать еще
англичалина Роберта
Флуда (De Fluctibus), француза Вильгельма Постэля и немца
Генриха Кунрата. К ним же следует причислять и знаменитого Свенденборга. Хотя
сам он, по-видимому, вовсе не был знаком с писаниями каббалистов, но его система
в самых основных и интересных пунктах совершенно совпадает с их учением, что
едва ли было бы возможно, если бы каббала была только аберрацией иудейских
умов.
Для русских читателей, совершенно незнакомых с послебиблейским
еврейством, я снабдил текст автора несколькими пояснительными примечаниями,
отмеченными моими инициалами.
____________
* В моем общедостунном кратком очерке Каббала (в названном “Словаре”) я с любезного
разрешения автора воспользовался между прочим некоторыми данными и указаниями
из его статьи, на которую не мог сослаться, пока она не была напечатана. Спешу теперь исполнить эту обязанность.
Вопросы Философии, кн. 33.