.

Владимир Соловьев

КАБАЛЛА, МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЕВРЕЕВ

Предисловие к статье Давида Гинзбурга

Каббала, мистическая философия евреев

     (Вопросы философии и психологии, II, кн. 33, май-июнь 1896, стр. 377–300; предисловие на стр. 277–279)

Предисловие

     Предлагаемый труд, насколько мне известно, есть первое самостоятельное сочинение о каббале на русском языке. Автор – ученый гебраист и арабист – сумел в небольшом объеме вместить обильнейший материал, взятый из первых рук. Написанная по моему предложению для Энциклопедического Словаря Брокгауза-Ефрона, но признанная слишком специальною и не довольно популярною для большого крута читателей общей энциклопедии, эта статья находит себе законное место в специальном отделе философского журнала*.
      Каббалистическая теософия не есть система единичного мыслителя, или отдельной школы, а целое своеобразное миросозерцание, слагавшееся в течение долгих веков. Хотя этому гигантскому дереву гораздо более тысячи лет, но оно до последнего времени давало живые, хотя не всегда здоровые отпрыски. Корни его скрываются в темной глубине еврейской и еврейско-халдейской религиозной мысли, а видимыми для исторического взгляда ветвями оно сплетается с гностическими и неоплатоническими умозрениями.  Но обращать внимание на одни эти поверхностные ветви и во всей каббале видеть только видоизменение неоплатонизма было бы почти такою же ошибкой, как если бы из поздней обработки каббалистических книг в ХШ и XIV вв, стали выводить средневековое происхождение самого каббалистического учения, содержащегося в этих книгах.
     На самом деле каббала не есть продукт ни средне векового, ни александрийского мышления Неизгладимую печать ее древнееврейского происхождения и существенное отличие ее от неоплатонического учения мы видим в особом первобытном реализме цельном монизме этого своеобразного миросозерцания. Характерное для всей греческой философии и вполне сохранившееся в неоплатонизме противоположение между миром умопостигаемых сущностей, областью истинного, подлинного бытия и миром материальных явлений – это дуалистическое противоположение совершенно отсутствует в каббале: для нее материальный мир есть только последняя крайняя степень реализации или воплощения истинно сущего. И все четыре мира, признаваемые каббалой (мир сияния, мир творчества, мир создания и мир делания), суть только четыре гласные степени этой реализации одного и того же абсолютного содержания. Тогда как в неоплатонизме постепенный переход от сверхсущего Единства или Блага чрез мир умов и идей к миру душ и тел понимается топько с отрицательной стороны, как нисхождение, помрачение, падение, каббала видит здесь и положительную сторону: завершение, воплощение истины до конца, осуществление полноты бытия. И в высших мирах ничто не мыслится отвлеченно, а все представляется в своем конкретном образе, имеющем соотносительный, идеально и реально с ним связанный образ в мире низшем. Во всех мирах, кроме единства содержания, утверждается также и единство общей формы, и эта единая, всеобъемлющая форма есть форма человеческая. Человеку на земле соответствует человек на небесах, и все основные человеческие элементы и отношения гармонически осуществляются на различных степенях мироздания, по которым, как по Иаковлевой лестнице, сходят и восходят небесные силы. Эта идея человека как абсолютной и всемирной формы, совершенно чуждая греческой философии, есть подлинная библейская истина, переданная христианскому миру апостолом Павлом.
     Реально-мистическая связь всего существующего, как воплощения единого абсолютного содержания, – вот исходная точка или основной принцип каббалы; сознательный и систематический антропоморфизм – вот ее завершение. Мистика чисел, букв и имен входит сюда как подчиненный элемент, не отделяемый от руководящих антропоморфических идей.Предлагаемая ученая статья о каббале, имеющая преимущественно исторический и историко-литературный характер, передает метафизику каббалистов лишь в самых главных чертах. Для читателей не-ориенталистов, желающих ближе познакомиться с подробностями этой метафизики, кроме сочинений, указанных автором, были бы полезны еще два следующие: Knorr de Rosenroth, Cabbala denudata, 2 большие тома in 4о, где находятся, между прочим, в латинском переводе книга Зогар и книга Исаака Лурии De revolutionibus animarum; и Molitor: Die Tradition oder Philosophie der Geschichte – оставшееся неоконченным многотомное сочинение с обширными выписками из каббалистов и глубокомысленным толкованием каббалистических принципов.
     Из христианских каббалистов, кроме упомянутых в статье барона Гинцбурга, следует назвать еще англичалина Роберта Флуда (De Fluctibus), француза Вильгельма Постэля и немца Генриха Кунрата. К ним же следует причислять и знаменитого Свенденборга. Хотя сам он, по-видимому, вовсе не был знаком с писаниями каббалистов, но его система в самых основных и интересных пунктах совершенно совпадает с их учением, что едва ли было бы возможно, если бы каббала была только аберрацией иудейских умов.
     Для русских читателей, совершенно незнакомых с послебиблейским еврейством, я снабдил текст автора несколькими пояснительными примечаниями, отмеченными моими инициалами.
____________
* В моем общедостунном кратком очерке Каббала (в названном Словаре) я с любезного разрешения автора воспользовался между прочим некоторыми данными и указаниями из его статьи, на которую не мог сослаться, пока она не была напечатана. Спешу теперь исполнить эту обязанность. Вопросы Философии, кн. 33.

<....................>
_____________________________________________________________________________________________

 

п