/
Письмо
Александра Блока (Г. И. Чулкову)
23 июня 1905. Шахматово
Дорогой Георгий Иванович.
Большое спасибо за оттиски и книгу Котляревского.1 Мне хотелось воспользоваться Вашим предложением и возразить на Вашу
статью о Соловьеве в “частной переписке”. Но у меня не оказалось под рукой не
только прозы, но и стихов Соловьева. Вероятно, возражение пришлет Вам С. Соловьев. Просматривая булгаковское
возражение, мне не захотелось и читать его, что-то совсем, совсем не о том...2
Я хотел спорить с Вами о
тех пунктах Вашей статьи, где говорится о трагическом разладе, аскетическом
мировоззрении и черной победе смерти. В противовес этому, я думаю поставить: 1) совершенную отдельность и таинственность, которой повиты последние три
года жизни Соловьева; 2) лицо живого Соловьева и 3) знание о какой-то
страшной для всех тишине, знание в форме скорее чутья или нюха (все эти три пункта,
конечно, нераздельны).
К последним трем
годам относится и наибольшая интенсивность Соловьева как поэта и апофеоз того
смеха (дарящего, а не разлагающего), который он точно от всех Соловьевых по преимуществу
вобрал в себя, воплотил, “заключил” – сделал законным это захлебывание
собственным хохотом до икоты; этот смех – один из необходимейших элементов “соловьевства”, в частности Вл.
Соловьева; и этот смех делает Соловьева совершенно
неуязвимым от тех нападок Розанова, которые звучат похоронно – “хорошо бы-де
Соловьеву иметь ребенка”, “Соловьев-де вялый, пасмурный, нежизненный”, словом
– Соловьев “во сне мочалку жует” (конечно, это я формулирую Розанова).3
Последние годы Соловьев в моем предположении и впечатлении начинал прекрасно двоиться, но
совершенно не было запаха “трагического разлада” и “черной смерти”. Скорее,
по-моему, это пахло деятельным весельем наконец
освобождающегося духа, потому что цитированное Вами о “днях почали”,
“гробнице бесплодной любви” и подобное в стихах Соловьева насквозь перегорало
в Купине Несказанности, о которой теперь часто (или всегда!)
говорит А. Белый. Соловьев постиг тогда, в
период своих главных познаний и главных несказанных веселий, ту тайну игры
с тоскою смертной, которую, мне сейчас кажется, тщетно взваливает на своп
плечики Мережковский... Он так хохотал, играючи, что могло (и может)
казаться, что львенок рычит или филин рыдает (о филине как-то выкрикнул
Соловьев в большом обществе, помните, это есть у глупейшего
Велички). А ведь филин вовсе и вовсе не тоскует,
когда кричит, я думаю – ему весело.
Знание наполнило Соловьева неизъяснимой сладостью и весельем (ведь его
стихи имели роковое значение, говорите Вы). Несказанным, и не от
убыли, а от прибыли пролилась его богатейшая чаша, когда он
умирал (и на меня упала капелька в том числе). Помню я это лицо, виденное
однажды в жизни на панихиде у родственницы. Длинное тело у притолоки, так что целое мгновение я употребил на поднимание глаз, пока не стукнулся
глазами о его глаза. Вероятно, на лице моем выразилась душа, потому что
Соловьев тоже взглянул долгим сине-серым взором. Никогда
не забуду – тогда и воздух был такой. Потом за катафалком я шел позади
Соловьева и видел старенький желтый мех на несуразной шубе и стальную гриву. Перелетал
легкий снежок (это было в феврале 1900 г., в июле он умер), а он шел без
шапки, и один господин рядом со мной сказал:
“Экая орясина!”. Я чуть не убил его. Соловьев исчез, как появился, незаметно, на вокзале, куда привезли гроб, его уже не было.4
Мне хочется написать Вам
именно так, без теорий, а облик, во мне живущий, и просить Вас по показывать письма. Конечно, это не
возражение, но это самое спорит во мне с Вами, тем более что я знаю угол, под которым стихи Соловьева (даже без
исключений) представляют обмокнутыми в чернила
(смерть, смерть и смерть...). Но сквозь все это проросла лилейная по
сладости, дубовая по устройству жизненная сила, сочность Соловьева,
которой Розанов при жизни его не сломил, а после смерти – подпачкал.
Эту силу принесло Соловьеву то Начало, которым я дерзнул восхититься – Вечно
Женственное, не говорить о Нем – значит потерять Его: София, Мария, влюбленность – всё догматы, всё невидимые рясы,
грязные и заплеванные, поповские сапоги и водка.
От Соловьева
поднимался такой вихрь, что я не хочу согласиться с его пониманием в смысле черного разлада, аскетизма и смерти. Аскетизма ведь не было
фактически, и не им вызывался тот хаос, о котором Вы говорите
и сквозь который вечно процветал подлинный, живой стебель.5 Вступление к стихам6 – загадка, многое мне здесь разрешается, когда вспоминаю о хохоте Соловьева. Вступление искренно
несомненно, но и хохот искренен. И когда хохот заглушен, губы
серьезно сдвинуты, а борода разложена по сюртуку, как на фотографии Здобнова, еще неизвестно, что услышим, что откроется. Еще
многому надлежит явиться, о чем провещал маститый философ, заглушив в себе
смех и на миг отвернувшись от игр ребенка. Еще в Соловьеве, и именно в нем, может открыться и Земля, и
Орфей, и пляски, и
песни... а не в Розанове, который тогда был именно противовесом
Соловьева, не ведая лика
Орфеева. Он Орфея не знает и поныне, и в
этом пункте огромный, пышный Розанов весь в тени одного соловьевского
сюртука.
Дорогой Георгий
Иванович. Мы с Любой ужасно жалеем, что не можем
пригласить Надежду Григорьевну и Вас к нам. Дело
в том, что мы живем не одни, а с родственниками, часть которых, как мы убедились по приезду А. Белого и С. Соловьева,
страшно тяготится близкими нам разговорами и страдает от них чуть ли не
физически. Я думаю, что это скоро прекратится, т. е. мы будем жить в более согласном обществе, и, может быть, на будущее лето
Вы с Надеждой Григорьевной посетите нас. Теперь
как-то совсем нельзя говорить, и отношения между партиями
обострены так, что люди как-то оскалились до степени понятий: здесь –
“мистики”, а там – “позитивисты”. Но рознь глубже понятий.
Кланяемся Вам и Надежде
Григорьевне. Жму вашу руку.
Любящий
Вас Ал. Блок.
Прилагаю еще три рецензии.7
_______
Примечания:
1 “М. Ю. Лермонтовы” СПБ., 1904. Рецензия
Блока на эту книгу (под заглавием “Педант о поэте”) была напечатана
в газете “Слово” в феврале 1906 г.
2 Статья Г. Чулкова “Поэзия Владимира Соловьева” (“Вопросы
жизни”, 1905, № 4/5) вызвала ряд откликов, в том
числе письмо С. Соловьева (“Вопросы жизни”, 1905, №8, – в отделе “Из
частной переписки”) и статью
С. Булгакова “Без плана” (“Вопросы жизни”, 1905, № 6).
3 О странном смехе Вл. Соловьева
Блок упоминает в статье “Рыцарь-монах”.
4 Об этой случайной и единственной встрече с Вл. Соловьевым
Блок говорит в статье “Рыцарь-монах”
и в Автобиографии .
5 Представлению о поэзии и философии Вл. Соловьева, как
источнике “жизненной силы”, Блок оставался верен
до конца своей творческой жизни.
6 Имеется в виду предисловие Вл. Соловьева к 3-му
изданию его стихотворении (1900).
7 Блок писал рецензии для журнала “Вопросы жизни”; Г.
Чулков был секретарем редакции этого журнала.