.
Людмила Ямпольская
 

Любимым прежде навсегда гореть
.

 Виктор Яковлевич Соловьев родился 7 марта 1943 года в городе Златоусте, в эвакуации. После войны родители вместе с ним вернулись в родной Днепропетровск. Там он учился в художественной школе у преподавателя Михаила Петровича Молочного, мечтал стать скульптором. Но тяжелое заболевание (костный туберкулез), перенесенное в детстве и оставившее последствия на всю жизнь не позволило этого сделать. Жизнь свою без искусства, тем не менее, он не мыслил. Окончив факультет Истории искусства Ленинградской Академии художеств им. Репина, с 1967 года начинает работать искусствоведом при Днепропетровском Союзе художников. В те годы в Днепропетровске жили молодые и никому неизвестные художни­ки В. Лобода, В. Егоров, А. Невечеря, Э .Курылев. Дружба и общение много дало ему и им. Теперь многие работы этих художников находятся в музеях Украины, России и других стран.

Но воздух партийной кузницы кадров не слишком подходил для людей творчества. Город пустел, уезжали кто куда: в Вологду, в Новгород, во Львов.

В 1971 году В. Я. Соловьев переходит из Союза художников в Днепропетровский художе­ственный музей и становится научным сотрудником, а потом главным хранителем музея. Ча­сто ездит в командировки. В Москве, у вдовы Роберта Фалька приобретает для музея работу художника «Сидящая девочка». Картина долгое время пробыла в запаснике и только недавно заняла место в постоянной экспозиции. Бывая в Москве, Виктор Яковлевич попал в Сергиев Посад (г. Загорск) и увидев Троице-Сергиеву Лавру решил, что жить надо здесь. В 1983 году с женой и десятилетней дочерью Мариной переезжает в Сергиев Посад.

С 1983 по 1990 г. Соловьев работает научным сотрудником в Загорском музее Игрушки, за­нимается народной игрушкой, много делает для формирования коллекции музея, постоянно ез­дит в командировки. И конечно часто бывает в Москве, не пропускает художественные выстав­ки, знакомится с московскими художниками, постоянно пишет статьи, публикуется. Серьезно занимается искусством Сопротивления, много пишет о творчестве С. Романовича, А. Чиркова, Р. Семашкевича. Его вступительные статьи помещены в их каталогах. Также внимательно сле­дит за творчеством Сергиево-Посадских художников С. Гончарова, Е. Журухина, Л. Леховой, А. Варганова, Ю. Леонова, В. Булыгиной и многих других. Со многими из них он близко дружит, часто бывает в их мастерских и подолгу беседует. И всегда старается помочь — с устройством выставки, со вступлением в Союз художников, с продажей работ. Постоянно публикует статьи о них в местной и московской прессе. Резчик по дереву Александр Варганов считает Виктора Яков­левича своим учителем. Режиссер Алексей Герасимов, работая над фильмом о Варганове, сказал: «Я начал снимать фильм о талантливом резчике, а закончил о большом православном скульпто­ре». Каталог творчества А. Варганова — одна из последних крупных работ В. Я. Соловьева.

С 1995 года работает как независимый арт-эксперт (как сам себя называет), сотрудничает с APT-INFO при ИТАР ТАСС и рядом художественных галерей, в последнее время в основном с Сергиево-Посадской галереей «Риза».

Художники — народ тонкий и обидчивый. Как-то умел Виктор Яковлевич, сказав правду о творчестве, не обидеть. А был он искусствоведом, что называется милостью Божией. Видел точно и верно. Кто прислушивался к его словам и советам — не жалели.

Этот человек никогда не выходил из дома, не положив в карман записной книжки и ручки. Его интересовало все: разговоры в автобусе и электричке, в которые он с удовольствием всту­пал, необычно освещенные солнцем дома и деревья, причудливое расположение снега на вет­ках. Все впечатления облекались в слова или фотографические снимки. Иногда — в рисунки карандашом или тушью.

Умер Виктор Яковлевич 6 мая 2004 года и похоронен на кладбище Сергиева Посада непо­далеку от высокоценимого им художника Станислава Гончарова.

Записки и статьи, помещенные в этой книге — лишь малая часть оставленного им архива.

.

п

 

____________________________________________________________________________________________________