.
Людмила Ямпольская
Любимым прежде навсегда
гореть
.

|
Виктор Яковлевич Соловьев
родился 7 марта 1943 года в городе Златоусте, в эвакуации. После войны
родители вместе с ним вернулись в родной Днепропетровск. Там он учился в художественной
школе у преподавателя Михаила Петровича Молочного, мечтал стать
скульптором. Но тяжелое заболевание (костный туберкулез), перенесенное в
детстве и оставившее последствия на всю жизнь не позволило этого сделать.
Жизнь свою без искусства, тем не менее, он не мыслил. Окончив факультет
Истории искусства Ленинградской Академии художеств им. Репина, с 1967 года
начинает работать искусствоведом при Днепропетровском Союзе художников. В
те годы в Днепропетровске жили молодые и никому неизвестные художники В.
Лобода, В. Егоров, А. Невечеря, Э .Курылев. Дружба и общение много дало ему и им. Теперь
многие работы этих художников находятся в музеях Украины, России и других
стран.
|
Но
воздух партийной кузницы кадров не слишком подходил для людей творчества.
Город пустел, уезжали кто куда: в Вологду, в Новгород, во Львов.
В
1971 году В. Я. Соловьев переходит из Союза художников в Днепропетровский
художественный музей и становится научным сотрудником, а потом главным
хранителем музея. Часто ездит в командировки. В Москве, у вдовы Роберта
Фалька приобретает для музея работу художника «Сидящая девочка». Картина
долгое время пробыла в запаснике и только недавно заняла место в постоянной
экспозиции. Бывая в Москве, Виктор Яковлевич попал в Сергиев Посад (г. Загорск)
и увидев Троице-Сергиеву
Лавру решил, что жить надо здесь. В 1983 году с женой и десятилетней дочерью
Мариной переезжает в Сергиев Посад.
С
1983 по 1990 г. Соловьев работает научным сотрудником в
Загорском музее Игрушки, занимается народной
игрушкой, много делает для формирования коллекции музея, постоянно ездит в
командировки. И конечно часто бывает в Москве, не пропускает художественные
выставки, знакомится с московскими художниками, постоянно пишет статьи,
публикуется. Серьезно занимается искусством Сопротивления, много пишет о
творчестве С. Романовича, А. Чиркова, Р. Семашкевича. Его вступительные статьи помещены в их
каталогах. Также внимательно следит за творчеством Сергиево-Посадских
художников С. Гончарова, Е. Журухина, Л. Леховой, А. Варганова, Ю.
Леонова, В. Булыгиной и многих других. Со многими из них он близко дружит,
часто бывает в их мастерских и подолгу беседует. И всегда старается помочь —
с устройством выставки, со вступлением в Союз художников, с продажей работ.
Постоянно публикует статьи о них в местной и московской прессе. Резчик по
дереву Александр Варганов считает Виктора Яковлевича своим учителем.
Режиссер Алексей Герасимов, работая над фильмом о Варганове,
сказал: «Я начал снимать фильм о талантливом резчике, а закончил о большом
православном скульпторе». Каталог творчества А. Варганова
— одна из последних крупных работ В. Я. Соловьева.
С
1995 года работает как независимый арт-эксперт (как
сам себя называет), сотрудничает с APT-INFO при ИТАР ТАСС и рядом художественных галерей, в
последнее время в основном с Сергиево-Посадской
галереей «Риза».
Художники
— народ тонкий и обидчивый. Как-то умел Виктор Яковлевич, сказав правду о
творчестве, не обидеть. А был он искусствоведом, что называется милостью Божией. Видел точно и верно. Кто прислушивался к его
словам и советам — не жалели.
Этот
человек никогда не выходил из дома, не положив в карман записной книжки и
ручки. Его интересовало все: разговоры в автобусе и электричке, в которые он
с удовольствием вступал, необычно освещенные солнцем дома и деревья,
причудливое расположение снега на ветках. Все впечатления облекались в слова
или фотографические снимки. Иногда — в рисунки карандашом или тушью.
Умер
Виктор Яковлевич 6 мая 2004 года и похоронен на кладбище Сергиева Посада неподалеку
от высокоценимого им художника Станислава
Гончарова.
Записки
и статьи, помещенные в этой книге — лишь малая часть оставленного им архива.
.