.
В. Я. Соловьев

 

Живописная Украина Виктора Николаевича Лободы1


Тихесенько вітер віє,
Степи, лани мріють,
Меж ярами над ставами
Верби зеленіють.

                          Тарас Шевченко

(Буквальный перевод:
Тихонечко ветер веет,
Степи, поля мечтают,
Меж оврагами над прудами
Вербы зеленеют).

 

Традиционный украинский пейзаж. С тополями, хатами под соломенными крышами, ветряными мельницами и утками, отражающимися в зеркале пруда... Да полноте. Невозможно поверить, что эти картины, столь похожие на народную украинскую живопись XIX — начала XX веков, созданы относительно недавно, что рядом с нами живет художник, одаренный чудесной способностью видеть прошлое так, словно оно отда­лено не во времени, а в пространстве, когда отдельные детали теряются, но основные про­ступают с предельной ясностью.
      Картины народного художника из Днепра (как называют в народе Днепропетровск) Виктора Николаевича Лободы, 1911 года рождения, убеждают в том, что тема «Живописная Украина», воспетая великим Тарасом, а за ним — Куинджи, Васильковским, Левчен­ко, неисчерпаема. Заангажированная нацеленность

советской живописи на крутые изменения национального ландшафта, искусственная ориентация художников на так называемый «индустриальный пейзаж», сделали тему «Живописной Украины» (живописная — то есть, не в последнюю очередь — красивая!) недопетой. Прошедшие десятилетия сделали образ родной земли почти неузнаваемым и это заставляет вновь и вновь припоминать, каким был на протяжении долгих столетий традиционный украинский пейзаж, ко­торый еще пребывает в памяти старшего поколения.

За окном крохотной квартирки, типичной «хрущобы»2, непрерывно гро­хочет улица, одноименная городу, а художник неспешно пишет пейзаж-воспоминание.

В предельно скромных, зачастую небольших по размеру картинках он с любовью и целомудренной нежностью, словно археолог, добывающий драгоценную вазу из праха веков, восстанавливает традиционный ланд­шафт степной Украины. На них марево полудня обесцвечивает самые яркие краски, на полях оплывает золото спелых хлебов, но вот зной спадает и по-южному быстро ночь набрасывает на утомленное поле роскошный шелковый ковер с тоненьким серпом месяца и вечерней звездой, воспринимающимися уже не просто изображением, а излюбленным поэтическим оборотом украинской народной песни.

Живопись Виктора Николаевича смыкается с прославленной украинской песней совер­шенно естественно, потому что она тоже фольклорна. В то же время в его картинах совсем нет «украинской клюквы», слащавости, сентиментальной расслабленности, иллюстративно­сти. Все подается немного отстраненным и остуженным. Это работа летописца, оставляю­щего для грядущих поколений только важнейшие свидетельства национального бытия. Это исторический пейзаж в самом точном значении такого понятия. Соответствие внутреннего мира личности художника, его лирико-эпического настроя, конститутивным моментом золотого наследия украинского фольклора позволяют В.Лободе чувствовать себя хо­зяином в мастерской, в которой исторически трудился националь­ный гений. Отсюда та легкость и органичность, с какими художник осуществляет «перевод» поэтического слова на язык живописи. Услышал, скажем, по радио глибовскую «Печаль» и вот перед нами картина «Стоит гора высокая»3. Все тут увидено по большому счету и в то же время — зорким, ничего существенного не упускающим глазом. Если у поэта сказано «где вяжутся лодки», то и в картине это есть. Ведь как гласит пословица — из песни слов не выкинешь. Замечательно, что именно так, буквально по Святому Писанию, создавались и канонические композиции икон!

Украинский изобразительный фольклор не отказывался и от прямого использования слова. Те же знаменитые «Казаки Мамай»4, например, включали обширные тексты. Вот и в картинах
Виктора Николаевича можно увидеть прямо на ли­цевой стороне, чаще всего на фоне неба, название пейзажа. Короткое — «Облачко», «Хлеб», или це­лую поэтическую строку — «Хата моя, белая хата», «Ой, во поле верба», «Ой, чья это хата у воды»... Эти, написанные наивным курсивом, названия пейзажей парят в небе между облаками, и это не разрушает картину, но становится еще одной тро­гательной органичной чертой живописной систе­мы художника.

Никогда раньше не вставала задача запечатлеть кистью последнего свидетеля вековую историю народного бытия на его родной земле, которое вдруг ушло в прошлое. И взяться за нее мог, вер­но, только вот такой живописец, на глазах кото­рого совершились все перемены и который в от­личие от официальных художников соцреализма не присягал на верность государственной лжи.

В начале 20-х годов он, тогда еще мальчуган, отмеривал пешком 80 верст из Екатеринослава (ныне — Днепропетровска) к тетке в село. Перед детскими глазами, которые запоминают все и навсегда, лежала великая, еще не перепаханная Степь. Открытое высокое небо. Ковыль. С высо­кого кургана взмывает орел... Через 40 верст был колодец, возле которого он отдыхал и настолько сливался с природой, что испуганно вздрагивал, когда перед ним вырастал путник с его: «Малец, куда направляешься?». Всего того уже нет. Все это оказалось на дне искусственного Днепропетров­ского моря. Как Атлантида!

Потом были Гражданская война, голодомор, очереди у биржи труда, Финская война, Вели­кая Отечественная...

Рисовал он и до войны, когда-никогда, но все пропало в пожарах. Только на пенсии он смог заняться любимой живописью. И перебарывая старческие хвори, Виктор Николаевич Лобода создал дивную красоту, ставшую драгоценным достоянием Украины.

Современная мировая культура многогранна и демократична, и маленькие шедевры народ­ного художника с Днепра займут в ней свое достойное место, как это произошло с живописью всемирно теперь известных великих самобытных живописцев француза Анри Руссо, грузина Нико Пиросмани, украинца Никифора из Криницы.

_________________________

1.Погляд здалеку Віктор Соловйов і Москва). Остання шабля. ж. «Україна», №3,1990.

2.«Хрущова» — производное от «Хрущев», который в целях экономии ввел в стране строительство так назы­ваемых малогабаритных, чрезвычайно тесных квартир.

3.Л. Глибов — украинский поэт-классик XIX в., чье стихотворение «Печаль» («Стоит гора высокая...») стало народной песней.

4.Распространенный на Украине е XVII—XIX вв. канонический тип народной картины, прославляющей казачество.
.

п

______________________________________________________________________________________________________