.
Владимир Яковлевич Соловьев

 

Венок Кобзарю*

I оживу,

I думу вольную на волю

Iз домовини позову.

        Т. Шевченко «Марку Вовчку»

Идея организации этой выставки возникла вне связи с круглыми датами, которые принято громко отмечать и на которые обычно специально откликаются совет­ские художники, заранее оповещенные о запланированных юбилейных выстав­ках. В искусстве наших современников выдающихся украинских художников су­пругов Владимира и Людмилы Лободів, а также в творчестве их дочери Соломин подстать Т. Шевченко возникает не от юбилея к юбилею (хотя они неизменно отмечают памятные 9-10 марта, рассылая друзьям открытки-гравюры), но присутствует постоянно. Шевченко для этой замечательной семьи художников — национальный маяк, эталон правды. Им пове­ряют они свое искусство и свои житейские будни, проходившие в крайне неблагоприятных условиях подавления всякого проявления

свободомыслия, самостояния, индивидуальности. Жизнь их до 1981 года, когда они переехали во Львов, проходила в городе «чу­гуна и стали» Днепропетровске, где сама украинская речь уже казалась чем-то предосудительным, а из книжек вычеркивалось словосочетание «Запорожская Сечь». Впрочем, и во Львове дикая охота за «украинским национализмом» все время заставляла ощущать затылком нацеленное дуло пистолета.

Мы не привыкли к высоким оценкам художника при его жизни, да еще не об­вешанного медалями и званиями. И, наверное, сопряжение имен Тараса Шевченко, давно уже ставшего святыней, палладиумом Украины и художника Владимира Лободы покажется чуть ли не кощунством. Тем не менее, цель, которую поставил себе с первых шагов в искусстве Владимир и верным соратником его на этом тяжком пути стала его жена, а теперь и дочь, всецело совпадает с той задачей, которую решал всю свою мучени­ческую жизнь бессмертный Тарас — поднять Украину из великой руины.

В сотнях и тысячах произведений живописи, графики, скульптуры и, на­конец, в поэзии Владимира Лободы, в живописи, графике и гобеленах Люд­милы, в рисунках и гравюрах Соломин повстає Украіна с ее уникальной историей, ее народом, выдающимися деятелями и простыми людьми, ее дивными пейзажами и ее Трагедией, ее терновым венком, в котором горят кровавые звезды голода, геноцида и, наконец, Чернобыля.

Гравюры, непосредственно посвященные Тарасу, таким образом, лишь малая часть этого уже трудно обозримого художественного континента. Но имеющий глаза да видит! Зритель может убедиться в весомости и са­мостоятельной ценности этой части творчества уникальных художников, которых так и подмывает назвать «украинскими Кранахами». Эти гравюры много скажут каждому, для кого Украина не звук пустой.

Шевченко для Лободiв и сегодня живой. И это не просто дежурная красивая фраза. Книга гравюр «Шевченко на Украине» — это не переложение шевченковского «Блудного сына», хотя некоторые гравюры имеют характер смелого парафраза. Шевченко как бы действительно силой искусства вызывается к жизни, вновь видит свою поруганную Украи­ну, и сердце его вновь обливается кровью.

Так и в портретах-собеседованиях, в которых художники делятся всеми своими пережи­ваниями с Шевченко, поражает ощущение осведомленности Кобзаря обо всем, что с нами происходит. Он переживает вместе с художниками и духовно поддерживает их. Он — однодумец, а не памятник. Скорбь, гнев, возмущение, презрение, а порой и — отчаяние — все это бурей прокатывается по лицу, казалось бы, насмерть залитому бронзой академических памятников.

После трафаретной советской «шевченкианы» с ее штучним бундючним насупленим Шев­ченком, старательно отсылающей негодование Кобзаря по адресу списанного в архив ца­ризма, шевченковская галерея Лободів возвращает нам подлинный образ поэта и бунтаря, который, несомненно, будь он жив, стал бы одной из первых жертв тоталитаризма.

Вслед за Шевченко, без всякой рисовки, Владимир Лобода мог бы повторить знаменитое «кую собі кайданы». За меньшее оказывались за решеткой, так называемые диссиденты. Живая преемственность шевченковской традиции «захалявного» крамольного творчества!

Особый интерес представляет постоянное обращение с самых младых лет к образу Шевченко Соломейки. Здесь мы видим воочию процесс становления национального самосознания. А ведь эта проблема сегодня встала во весь рост для наконец обретающей, кажется, суверенитет Украины!

В самые глухие годы ребенком Соломейка с замечательной чуткостью откликалась своим Шевченком на злобу дня. В 12 лет, в 1984 году,

в самом конце безнадежной «эпохи застоя», когда сил на что-то надеяться уже, казалось, совсем не осталось, она на портрете Шевченко вырезала надпись: «Серед нас, серед нас мужнш Тарас». Не «мудрый», не «бессмертный», не «великий», что подсказывалось ходячими клише юбилейных текстов, но именно — «мужнш»! Ибо мужество было главным условием для того, чтобы выстоять в те годы деморализующего безвременья.

И шевченковская галерея Лободів, несмотря на ее доминирующую трагическую ноту, все­ляет именно мужество, а не безнадежность. Не может не быть надежды на спасение у такого талантливого народа, живущего на своей богатейшей земле, имя которой — Украина.

                                                                                                                                                   22.06.1990 г.

___________________________

* I день іде, І ніч іде. Соломія, Людмила, Володимир Лободи. Гравюра. Каталог. Канів, 1991
.

п

_________________________________________________________________________________________