.
Записные книжки В. Я. Соловьева
(продолжение)

*  *  *

Зачем «Маковцу» был нужен С. Герасимов? Такая проза!

И как с 13-тью корреспондировался «Маковец»?

 

*  *  *

В 43 г. «Вакханалия», «Се человек», «Авто­портрет». Это как бы следующий кадр к Ге «В чем есть истина». Тот же жест пальцем.

«Ночная вакханалия» 30 — нач. 40-х гг. Свобода!

 

*  *  *

Искусство не отвечает на вопросы. Оно их ставит и с его помощью человек выходит на новый виток бытия и уже как-то меняет жизнь.

*  *  *

Душа разучилась питаться, не знает, где ее хлеб, корм и неокормленная голодает, при том что набивает свой живот плотью зверей, птиц и рыб. Часть ее еще что-то вспоминает и взывает к Богу, а часть уже почти отмерла. И вот теперь все дело в том, чтобы не вовсе обмершая часть души вымолила у Бога веры и исцеления остальной части, чтобы обрестицелокупность и покой в Господе.

                                        
*  *  *

Человек — Бог на время его земной жиз­ни. Смертный Бог. И должен вести себя как бессмертный с той мерой ответственности, которую можно продлить в вечность. В этом смысле понятно, что убийца перечеркива­ет прежде всего свою жизнь, а не чужую. 7.06.94.

                                    *  *  *

Евангелие так и не было ассимилировано в качестве литературного произведения. И это за 2000 лет! Это ведь тоже доказательство бытия Божия.

*  *  *

     Советский человек не может создать настоящее произведение искусства.   Для того чтобы проникнуть на суверенную  территорию искусства , он прежде должен поки­нуть состояние советскости, психологии совка, напрячь все духовные силы, восстановить в себе

человека не тоталитарного, полноценного, в крайнем случае напиться. М<ожет> б<ыть>, это объясняет
такое количество пьяниц среди художников, музыкантов, литераторов, актеров и др. людей искусства.

В минуты отчаяния, уныния, утраты веры помоги мне, Господи, претерпеть эту муку горь­кую
Богооставленности и вновь обрести Тебя!

 

*  *  *

Навстречу мне шли дама и господин из новых русских, прекрасно одетые, и вдруг господин показал даме фигу. Россия вступила в новую эру своего существования.

 

*  *  *

Нам, из нашей деструктивности, нужно предварительно потратить усилия на гармонизацию своей личности, без которой нельзя войти в мир искусства. Из органических же культур они переходили в мастерскую, где творил тысячи лет художественный гений без этих специальных дополнительных усилий.

 

*  *  *

Ван Гог вернул искусству ту 100% степень служения, которая была характерна для искусства церковного, когда молились и постились, пиша иконы.

 

*  *  *

Г. Потоцкий — тонкий и начитанный искусствовед, занявшись скульптурой, графикой, жи­вописью, захотел не попасть в трафарет культуры, в пусть даже гениальную, но узнаваемость и запер сам себе вход в подлинную пластическую культуру, которая ничем иным не может быть как кроме очередного листа и в самом серьезном случае — ветки на древе многотысячелетней истории искусства.

 

*  *  *

Тембр — пароль культуры. Главная вина Цинцината С — интонация, делающая его непро­зрачным. Т.е. — тайная свобода, завещанная Пушкиным и Блоком.

 

*  *  *

Если русский бизнес не подхватит погибающую сегодня культуру, страна будет на столетия отброшена назад, и дети новых русских задохнутся в бездуховном вакууме или будут вынужде­ны стать не русскими.

 

Музей Востока, выставка «Собирая пространство» 10.06.94.

Басыров — это ложнозначительная дидактика. То, что он считает законченным, есть оста­новка на пороге настоящего.

Удальцова «Армения. Осень» 33 г.

Гуламов и вообще Азербайджан — ложные вещи. Хорош Ларин. В. Волков «Ницца» 68.

Е. Кравченко буквально в те 60-ые годы такой «де Сталевский». «Утро, в Куня Ургенче». 73 г. эстетская.

Ж. Ихмальян — культурен, чего не скажешь о других. Н. х. «Из жизни бурят». Бурятский Венецианов. XIX век.

М. Аксельрод «Казахские дети» 43 г. «Пейзаж с детьми» 43 г. Жизнь прячется в тень!

М. Гайдукевич «Татарский Крым» 23 г.

Е. К. «Парад-алле». 63 г. Недостаточно серьезно.

«Время собирать камни» Еврейские надгробные стелы. Народное и какое живое!!! Богород­ское древо с листочками. Показать АВ.

Натуралистичность мышления и предельная декоративная обобщенность. Вплоть до попа­дания в палеолитические петроглифы!

 

*  *  *

Можно ли себе представить, что никому не нужен человек, который знает, где зарыты десят­ки драгоценных кладов? Так вот — я такой человек! 10.06.94.

Истина проста: жизнь серьезна и требует предельно уважительного отношения к ней.

 

*  *  *

На пивной громадная надпись: «РЕАНИМАЦИЯ».

Алкоголик (алконавт) просит в метро: «Подайте на анестезию!»

 

*  *  *

Человек пьет, потому что жизнь трезвая для него невыносима. Он пьет, чтобы не вешаться. И вешаться, действительно, не стоит. Уж лучше пить. Но вся беда в том, что, когда человек пьет, он личностно не возрастает, не работает над собой и поэтому из запоя в запой попадает один и тот же. Впрочем, что я говорю: попадает все в худшей и худшей форме. Поэтому алкоголикам я бы посоветовал по возможности увеличивать разрывы между запоями и стараться в трезвые свои минуты ухватиться за ценности, которыми располагает жизнь: путешествовать (пусть даже это только прогулка), читать, смотреть выставки, фильмы, спектакли, слушать концерты, ходить в гости к интересным и непьющим вашим друзьям и знакомым по прежней трезвой жизни, зарабатывать деньги, наконец.

Трезвая жизнь, безусловно, может забрать человека со всеми его страстями, мыслями, же­ланиями всего целиком. Надобность в алкоголе вполне м<ожет> б<ыть> снята интенсивной жизнью. 11.06.94. (Интересно, что я, крещеный, даже не вспомнил о церкви! 9.12.02.).

 

*  *  *

Религия, мифология — по-видимому, единственный способ привести человека и мир к гар­монии.

 

*  *  *

Религиозная серьезность жизни, определяющая, следовательно, нашу исключительную ответственность за все, что вокруг нас, связано с нами.

 

*  *  *

В лице В. Лободы ко мне в гости пришел человеческий максимум. И странно было бы ожи­дать его одобрения тому, что я делаю в меру своих малых сил. И самонадеянно было бы пытать­ся тут же овладеть такой же вот формой человеческого максимума и далее уже работать в его меру. В этом ошибка И. Остафийчука. М. Рытяеева и даже С. Ковыки-Алиева.

 

*  *  *

В Лободе нет даже йоты обломовщины, умственной расслабленности, национальной лени хохла.

 

*  *  *

 «Когда будет обнаружена потаенная культура СССР, она окажется мостом между XIX и XXI вв.». С. Салтыков, бард.

 

*  *  *

Михаил Иванов — хороший пейзажист, рекомендовала Ираида Покладова.

 

*  *  *

Вот уже несколько лет общество похоже на разоренный муравейник. Все тащат сумки боль­ше самих себя, как муравьи с яйцами.

Но многие тут же, или побарахтавшись год-полтора от силы, сошли с дистанции и осели на самое дно. И сия чаша моральной гибели может ждать каждого, если Инна Чурикова открыто говорит, что не застрахована от судьбы бомжа и смерти под забором.

 

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 4.01.96 — 23.09.96

 

Выставка Владимира Яковлева (1934 г. р.) в Третьяковке на Крымском. Замечательны пуантели к. 50-х. Его кисть не пишет, а лепит цветок лепесток за лепестком. Своего рода гиперреализм.

 

*  *  *

Карниз ц<еркви> в Филях из разорванных луковичных наличников, воспринимающихся как плещущие крыльями серафимы.

 

*  *  *

Из черного квадрата Малевича потянуло засасывающим космическим холодом черной дыры. Кто-то приготовился свернуть наш мир. 4.01.96.

 

*  *  *

Дело не только в шаблоне. И Средневековье рисовало по шаблону. Дело в том, что шаблон деградировал до рисуночков кукол в школе.

 

*  *  *

С. Дали — типичный белый клоун, серьезный и бездарно-претенциозный в своих выдумках. Пикассо же — рыжий, талантливый, жизнерадостный. 15.01.96.

 

*  *  *

Я сидел в тюрьме по названию «быть как все», а Господь меня выпустил на свободу. Вот если б навсегда! Но если это только «прогулка заключенных», все равно я бесконечно благо­дарен. 16.01.96.

 

*  *  *

Открытие выставки Александра Смирнова в Красных палатах.

Дедал. 1991. Косноязычная лепка. Рукотворность крыльев. Неуверенность первого шага с земной тверди в воздух. Выразительная асимметрия лица. Честная лепка, не знающая заранее, что должно получиться. Ожидание помощи Музы, Бога. И Бог помогает!

Сергий Радонежский. 1985 г. Крепкий. Спокойно, неторопливо творящий чудо евхаристии. Не зря у него в сослужении были ангелы.

Опечалившаяся душа. 1991 г. сам себя заплел, сцепив руки и ноги, забыв о крыльях, о своей крылатости. Нарушение заповеди: Мне отмщение и Я воздам.

Грешник. 1989 г. Хорошо использован материал: пористая изъязвленная бронза.

Гоголь. 1985 г. Смутившийся, испугавшийся той картины, которую открыл ему его гений. Сам себя держащий за руки. Сам себя уводящий от конторки, от деятельного труда.

М<ожет> б<ыть>, он увидел пропасть 1917-го, в которую стремительно летит русская тройка. Перекличка с «Демоном» Врубеля и «Меланхолией» Дюрера

Скульптурный диалог с иконописью. Иногда слишком буквальный («Не рыдай Мене мати») и тогда скульптор проигрывает. Но нередко радующий новыми находками («Грешник», «Аскет», «Иона» и др.). Мучительный поиск новой пластической формы, языка. Срывается там, где спе­шит прийти к внешне законченной форме, где зашлифовывает, стилизует, договаривает, на­стаивает на законченности («Патриарх Тихон», «Александр Невский»).

Хорош А. Рублев. Хотя это не А. Рублев, а, скорее, уставший реставратор. Рублевское со­зерцание горнего мира с кистью в руке принципиально по своей природе отличимо от нового типа творчества с его мучительными сомнениями, взлетами и падениями.

 

*  *  *

Елена Маргаритова. Выставка в Доме скульптора совместно с А. Смирновым.

Шамот. Сладенько, но свежо, связь с культурой декаданса в «Ангеле-хранителе». Кажется. Усвоила уроки Танагры. В лучших вещах — подлинность («Плач Евы», «Встреча Марии и Ели­заветы», «Жена Лота» — прекрасные вещи, преодолевающие слащавость).

 

*  *  *

А. Смирнов. Отшельник. 1990 г. Манерно. «Молитвенник» и «Причастник» 1996 г. Дер., мах. резьба. Красота текстуры, но перерезаны и стилизованы.

Еретически хорош «Иона», поглощаемый китом. Разведя руками, он с покорностью предает себя воле Божией.

«Спасенный» 1995 г. Смелость использования в круглой скульптуре крылатой руки Божией, спасающей потопающего.

Очень личное честное отношение, неординарное в дение («Дедал» 1993 г. с посвящением «Родителям, потерявшим детей»).

Такое естественное желание увидеть «Душу чистую» у Маргаритовои и «Запечатленного» у Смирнова.

А на стенах ложная, знающая ответы на все вопросы, живопись Юрия Попкова. Ел. Маргаритова большой формой еще не владеет, но среди ее маленьких вещей попадаются шедевры чистой воды. Хороша сама струящаяся тектоника шамота.

У Смирнова «Батюшка» 96 г. Д., мах. резьба. Излишний диктат дереву, доведенность каждой линии.

Чужеродный и потому — фальшивый крестик. Отрезанная голова. Глина с ее пластиче­ской многословностью скрывала это неумение говорить лаконично.

Для Смирнова характерно стремление придать скульптуре дополнительную значимость (по­священие родителям умерших детей), выводящую ее за рамки экспозиционного материала.

 

*  *  *

То, что я бегаю за куском хлеба для АВ — позор для нации, а не для нас с Сашей. 10.03.96.

*  *  *

Высоцкий правильно пел, что мы все «не до...». Мы не знаем своего настоящего роста и на всякий случай сгибаемся под соломинками, которые легче было бы перешагнуть, либо само­надеянно пытаемся перешагнуть то, перед чем нужно бы молча снять шляпу. 10.03.96.

*  *  *

Вадим Георг. Шмыгин, беженец из Очамчиры (дом разграблен во время абхазо-грузинского конфликта. Больше всего ему жаль библиотеки) — ученый, зарабатывающий на жизнь псев­докартинами, которые он назвал эйдоглифами: на гипсовом основании невнятные  иероглифы

и символы. Согласился со мной в оценке его вещей, но заметил, что зарабатывать он может только искусством.

Екатерина Спасоломская (1973). Ж! Ее картины — интенсивные цветовые букеты. Очень близко к народной росписи, стремящейся создать в каждом отдельном листе рай для глаз, куда можно уйти и отдохнуть душой. И техника ее — тычки, примакивания, процарапыванье — на­родная. «Цветы» 95 г. Не натюрморт с цветами, но выдвинутый к самому нашему носу густой букет, способный заменить букет настоящий.

Нечто среднее между росписью и живописью, что позволяет максимально форсировать цве­товое пятно, как у экспрессионистов и фовистов, не приглушая его из соображений перспекти­вы или гармонии валеров.

«Солнечное утро» 95 г. — характеристика настроения человека в пейзаже или интерьере, как цветового состояния. В этом перекличка с ранним Сарьяном. Близость к Серафин.

Органичность врастания во взрослую художественную культуру от детских вещей («П-т мамы» и «папы» 78 г.) благодаря тому, что не происходит отказ от цветовой смелости пятна, нет перехода к докуке т.н. профессиональной грамотности. Идущая из детскости во взрослую жизнь, не расставаясь со сказкой, со свежестью восприятия мира, как тайны и чуда.

Перекличка с А. Руссо, с его гипертрофией трав, превращающихся в деревья девонского леса («Девясил», «Золотые шары» 95 г.). «Орех днем» 95 — в правом нижнем углу петриковская роспись чистой воды! Пейзаж как народное цветное лоскутное одеяло! Но поразительно, что и цветные фото Е. Спасоломской показывают те же джунгли. И это на подмосковной станции «Заветы Ильича» в доме № 17 по ул. 25 лет Октября!!

Не менее цветной у Кати оказывается и зима.

 

*  *  *

Бунинские «Серые грозди сирени»! Только абсолютный глаз мог позволить себе такой «даль­тонизм».

 

*  *  *

Гимназистом еще П. Флоренский задал своему кумиру Л. Толстому обескураживающий во­прос: «Как воплотить толстовство в реальность?» М. б., такие вопросики и подвигли старца отправиться в неведомый путь, оборвавшийся на ст. Астапово.

 

*  *  *

Я искусствовед-невидимка, аутсайдер, притом, что в стране практически нет честного ис­кусствознания.

 

*  *  *

Во мне странно сочетаются уничижающие мнение о советском и не только советском ис­кусствознании: некультурном, продажном, слепонемоглухим и в то же время робость перед чинами, званиями, кафедрами, которые занимают его адепты и куда я не вхож.

Мне бы пора понять, что я выполняю важную роль именно в качестве искусствоведа-аутсайдера и продолжать кропать честные статейки и вести свои наблюдения. Статейки не для журналов, где меня никто не ждет, а для любой многотиражки, согласной печатать меня слово в слово. 4.06.96. Духов день и я, слава Богу, в духе!

 

*  *  *

Живопись, скульптура и архитектура более литературы постарались для советов. И тому есть причины, кроющиеся в различиях их родовой природы.

 

*  *  *

История искусства — тоже, что таблица Менделеева. Пустые клеточки отведены в ней для художников XX века. Остается вписать имена художников, создающих сейчас вечные ценно­сти. Вот это-то я и умею.

 

*  *  *

На мой вопрос, почему в музейной лавке сувениров не выставлен Варганов, отвечено: «Нет места». И это о том, о ком будут говорить, как о Рублеве XX века!

 

*  *  *

Пружина трагедий Шекспира — борьба правды с ханжеством «хорошего вкуса». 23.09.96.

 

*  *  *

В стране победившей тотальной фальши пытаются создавать уют из фальшивых ценно­стей. Но даже подлинный великолепный среднеазиатский сакральный сосуд не может пре­вратить фальшивый камин, который он должен был бы, по замыслу хозяев, украшать, в под­линный. 5.09.90.

 

*  *  *

Они тоже учились у Сезанна, как и наши бубновалетцы, но пошли в сторону своего и пер­вичного, не надувались, как лягушка при виде вола, и создали определенную скандинавскую культуру. Да — провинциальную, но — подлинную.

 

*  *  *

Прошло 70 лет и теперь очевидно, что никакого упадка культуры в 1917 году не было!

 

*  *  *

Человек в традиционном смысле слова у нас закончился.

 

*  *  *

В том, что Деисусный чин вешают в музеях низко, чувствуешь неправду и хочется присесть.

 

*  *  *

 «Богоматерь Одигитрия Смоленская» XIV в. ГТГ — народная. Она дает начало контурной росписи вплоть до прялок и Полхов-Майдана.

 

*  *  *

70 лет учили эзопов язык и теперь вдруг он стал не нужен.

 

*  *  *

Блюстители особого русского пути не понимают, что нужно подставить свое плечо не только под крест России, но и под крест мира. 25.10.90.

Зрячий видит рай лужи, рай куста — эти осколки Эдема. Вот этой — религиозной подклад­кой мира и занимается серьезная пейзажная живопись.

 

*  *  *

Жестяный звон колоколов советских церквей. Во всем — утрата качества! 6.11.90.

 

*  *  *

Между 99 % т.н. постмодернизма и Искусством — пропасть. Постмодернизм — это, по сути, экспериментальное искусствознание, а искусство — это экспериментальная религия. Шедев­ры Богодухновенны! 6.11.90.

 

*  *  *

 «Единица — ноль»... Маяковский точно обозначил шкалу ценностей в тоталитарной ситуации.

 

*  *  *

Постоянно говорят «многотерпеливый русский народ». А я вот думаю — терпенье ли это или отсутствие собственного достоинства.

 

*  *  *

Подобно тому, как врач, чтобы найти средства против прежде неизлечимой болезни, зара­жает себя ею и пробует свои снадобья на себе, художник нисходит в кромешные потемки че­ловеческого бытия, чтобы вывести из ада отчаяния человеческие души. Ван Гог — ярчайший тому пример .12.11.90.

 

*  *  *

Пуля, попавшая в Столыпина, угодила в судьбу России, перебила ось мира, и все рухнуло со сказочной быстротой. 15.11.90.

 

*  *  *

В стране острого товарного дефицита самым ходким товаром стала ... реклама!

 

*  *  *

Кич на Западе — пряная приправа к большой культуре. У нас же он — замена отсутствующей культуры.

 

*  *  *

Аникушинский Пушкин — это опекушинский Пушкин, откинувший полу сюртука и говоря­щий: «Смотрите, г-н Бурлюк, я вовсе не беременный!»

 

*  *  *

Народная культура прямо выводима из древнейших пластов (какие-нибудь самые поздние иконки сельских богомазов или даже крутецкие яйца) вдруг обнаруживают предельную бли­зость к, скажем, «Богоматери Умиление» XII в. в ГТГ из Старой Руссы.

 

*  *  *

Поразительно близки псковские и галичанские иконы XIII-XV вв. Как важно было бы всем этим псковским, серпуховским, криворожским вещам находиться на местах. А теперь стоят эти города обобранными пустынями.

 

*  *  *

Только теперь увидел, что вазы из лазурита в ГРМ не имеют пустот, что это — фальшивки, болвашки.

Брюлловский «Автопортрет в лодке с бар. Меллер и ее дочерью» не так уж далек от Э. Мане!

 

*  *  *

ГРМ. А ведь все это клокотало огненной магмой. Мы же видим остывшую лаву, туф и пемзу и равнодушно проходим мимо. Но ведь это совершалось! Оно не было даровано однажды. Исто­рия могла бы быть другой. У финнов, например, она бедней.

 

*  *  *

Водить детей в музеи толпами — значит, заведомо учить их топтать культуру. ГРМ. 15.11.90.

 

*  *  *

В знаменитом «Автопортрете» Брюллова странная «ошибка» — крохотная кисть руки. Но попробуйте увеличить руку и куда денется «Автопортрет»?!

 

*  *  *

В «П-те Е Давыдова» Кипренского гениальный срез. Дай он Давыдова в рост, с «тапочками» и был бы почти банальный портрет.

 

*  *  *

 «Ида Рубинштейн» Серова вполне вписывается в линию Дега-Лотрек. Ею, как и «Похищением Европы», Серов занял свое место в интернациональном стиле «модерн». Оставалось сделать со­всем немного, чтобы это признал и мир. Но Серов умер и это приходится делать искусствоведам.

 

*  *  *

Осада трамваев толпами была в диковинку человеку старой культуры. Только этим можно объяснить то, что скульптор Гинцбург попытался изваять толпу, штурмующую трамвай, т. е. взялся за совершенно не скульптурную задачу.

 

*  *  *

В «Детскую Библию» Сарьяновский «Арарат»!

 

*  *  *

Д. С. Стеллецкий сознательно делал «древнерусское» и из этого мало что вышло. А. Варганов же, не думая о том, туда попал, как только пошел народным путем.

 

*  *  *

С. К. Гончаров не первый пользуется в живописи поэтической метафорой. Так делал и М. Шагал. По Гончарову, это было и в лубке.

 

*  *  *

Мещан очень устраивают Сталины. Они упрощают мир до мещанского понимания. Да и убивают Сталины мещан в последнюю очередь. В первую же — тех, кто что-то из себя пред­ставляет. 13.11.90.

 

*  *  *

Мы на этом свете отгадываем Божью загадку: «Как правильно жить?», в то время как нам дана сразу же в руки отгадка — Нагорная проповедь! 15.11.90.

 

*  *  *

Этот художник делает вымученные абстракции и милые реалистические картинки и не до­гадывается, что нужно «поженить» эти холсты — внести в абстракции каплю земного, а в реа­лизм — свободу.

 

*  *  *

Запад не разобрался еще в культурной ситуации в СССР (м. б. он считает простодушно, что компетентнее нас в вопросах оценки ценностей) и карт-бланш получили коммерческие худож­ники, пена, а не те, кто составляет костяк времени.

 

*  *  *

Это обладает стилем. Т. е. это вне подозрений в неподлинности.

 

*  *  *

Коммунистическая демагогия оказалась гораздо более надежной основой для тоталитариз­ма, чем нацистская. А следовательно — опаснее и злее. И если человечество поняло необходи­мость искоренения нацизма, то не делать того же с «коммунизмом» просто не логично.

 

У Руссо даже битва тигра и быка — мирная «битва».

 

*  *  *

 «Семейный портрет» Матисса = народному лоскутному одеялу.

 

*  *  *

Не догадывайся, какая ты свинья, но возделывай сад своей души.

Советские художники порвали связь с открытой XX веком свободой собственно пластиче­ского творчества.

 

*  *  *

Задача художника сделать непонятное понятным, показать простоту сложного и сложность простоты. Но не за счет упрощения сложного и нарочитого усложнения простого, а благодаря умному видению, обнаруживающему реальные стороны бытия.

 

*  *  *

Полагают, что искусство невероятно сложно и потому недоступно, как в смысле его созда­ния, так и восприятия. На самом же деле, оно сродни вкусу молока и хлеба. Оно не выносит никакого выпендривания. «Поэзия должна быть глуповата». — А. Пушкин.

Скажем, Шагал при всем его символизме очень прост и понятен. А главное — попросту красив!

 

*  *  *

Ползет крошечный жучок тяжело и тупо в одном несгибаемом направлении. Вылитый ми­кроскопический гиппопотам.

 

*  *  *

У И. Сандырева не станковая, а декоративная живопись. На одном стилизаторском приеме.

Картины кажутся резко увеличенными палехскими шкатулками. Какового увеличения они не выдержали, обнаружив пустоту формы, ложную красивость «а ля рюс».

 

*  *  *

 «Не мудрствуй лукаво» — это хорошая заповедь для художника, которому обычно бог дает не столько голову, сколько сердце. А всяческий модернизм пахнет головизной.

 

*  *  *

На мой недоуменный вопрос: «Почему на выставке не представлен С. Гончаров?» сотрудни­ца Музея-заповедника ответила, чтобы я, дескать, занимался Гончаровым, а они будут-де всем остальным.

 

*  *  *

Советское искусство надолго отодвинуло проблемы пластического развития задачами офор­мительства, наглядной агитации, использовавших готовые и сырые изосредства, подвержен­ные не развитию, но, скорее, смене моды.

 

*  *  *

Все мы бежим сломя голову и уже внушили себе, что таков «темп современной жизни». Зада­ча, однако, по-видимому, состоит не в том, чтобы наши дети и внуки бежали все быстрее, пока очередное поколение не упадет, загнанное в мыле.

Задача же не в последнюю очередь состоит в том, чтобы вернуть жизни человеческий мас­штаб и формы. Мы «вышли из себя» и искусство может помочь осмыслить эту ситуацию, оста­новиться, оглянуться и вернуться в себя. Ибо оно сомасштабно нормальному человеку.

 

*  *  *

Искусство как инструмент Бога. Экстерриториальность культуры. Недооценка «малого».

 

*  *  *

 «Бей, круши! Все это добро — кулацкое!» — лозунг 20-х гг. в передаче старого загорчанина.

 

*  *  *

 «Нам отцовое не надо! Мы его напрочь снесем». Частушка 20-х годов. Информатор тот же.

 

*  *  *

В СССР была создана модель, учитывающая только большие величины.

 

*  *  *

Искусство как естественный контроль качества жизни. Оно обнаруживает то, что официаль­ные госорганы хотели бы скрыть.

 

*  *  *

Искусство сопротивления было в СССР всегда. Другое дело, что его создатели были часто вы­нуждены его скрывать, ставя огонь под сосуд. (Романович и др.)

 

*  *  *

Аветисян догадался и вышел из западни «соцреализма» в постимпрессионизм, наведя мост между собой и органической культурой, через провалы «соцреализма».

 

*  *  *

По сравнению с мировой революцией все оказалось не стоящим внимания, ничтожным.

Пушкин — сама свобода! И нас он мог бы освобождать, а нас пугают им. И мы робеем, не рискуя «тягаться» с ним. В то время как сам Пушкин пестовал всякого честного труженика на ниве художественной словесности и, в частности, набрав у современников по одной-две строчки в качестве эпиграфов к своей прозе, сделал их скромные имена непотопляемыми.

 

*  *  *

 «Рабочего и колхозницу» В. Мухиной после закрытия всемирной выставки в Париже в 1937 году распилили на части. Т. е. видели в ней, не взирая на ее нержавеистость и многотонность, — оформиловку и видели правильно. 30.09.87.

 

*  *  *

Копия ложна и аморальна, если она делается как подделка. Копиист в таком случае относит­ся к памятнику, который он копирует, свысока, будто бы он может создать дубликат. Не будучи Леонардо да Винчи, он срисовывает носик «Джоконды». Такая копия — карикатура на подлин­ник. Даже если мы этого не видим из-за присущей нам пошлости восприятия.

Другое дело копия-молитва. Копия, делаемая человеком сознательно самоограничения. Не становясь подлинником, она становится гимном ему.

 

*  *  *

Хотят не результатов, но высокой оценки. Ее же можно достичь окольными путями, например, подкупив судью или приняв допинг, который еще не умеют определять.


<..................>

п

________________________________________________________________________________________________________