.
Виктор Соловьев
 

Украина в куклах

Украина в куклах семьи Алиевых» — так называется выставка, которую организо-вал в своих стенах Художественно-педагогический музей игрушки АПН СССР. Вы-

ставка входит в традиционную уже серию экспозиции «Первая встреча», которой музей знакомит с новыми именами и явлениями в области игрушки. На этот раз внимание музея привлекло творчество профессионального художника из Днепропетровска Сергея Алиева, которого пример Ирины Шубенкиной, пытающейся восстановить утраченные традиции русской народной тряпичной куклы (ее выставка была проведена в начале года), вдохновил на реанимацию усопшей традиции украинской тряпичной куклы.

Молодой художник (он 1956 г. рождения) работал всей семьей, вместе с женой Светой и пя­тилетним сыном Сережей. В основу поисков была положена сохранившаяся в музее игрушки редчайшая коллекция тряпичных кукол начала XX века из села Решетиловка Полтавской гу­бернии, прославленного центра украинского кылымарства (ковроткачества). Надо отметить, что в музеях Украины практически нет коллекций тряпичных кукол, и замечательное создание Н. Д. Бартрама — музей игрушки — может оказать, как видим, неоценимую помощь в восста­новлении вычеркнутой было страницы культуры братского украинского народа.

В самом начале куклы в семье Алиевых делались для игры. Маленький Сережа играл в казац­кие войны, в которых некоторые герои-куклы, естественно, погибали. Но потом образотворчество так захватило, что переросло в создание целой галереи своего рода этнографических портретов в жанре тряпичной куклы.

Тряпичная кукла с Полтавщины, осевшая в витринах музея игрушки, заинтересовала Сергея Алиева не случайно. Царичанский район Днепропетровской области, где в селе Юрьевка он родился, — это окраина полтавского культурного региона — одного из славных гнезд украин­ской самобытности. Этот район и сегодня, благодаря изрезанности своего ландшафта неодно­кратно менявшей свое русло прихотливо изгибающейся красавицей Орелью, разбросанности хуторов, где не развернуться мощной колхозной технике — естественный музей под открытым небом. Правда, музей этот каждый год теряет свои экспонаты — хаты, усадьбы, становящиеся «пустками», а затем исчезающие бесследно. В селах постепенно остаются одни старики. А за­тем уходят и они.

Сергей Алиев фотографирует, рисует уходящую старину, собирает старые вещи, работает в почти утраченной традиционной народной технике вытынанки (вырезок из цветной бумаги).

Тряпичная кукла, к которой Сергей обратился, оказалась поразительно жизнеспособным жанром, в котором вполне могут быть наведены мосты с подлинной национальной народной культурой и в то же время могут быть высказаны новые идейно-пластические концепции и могут создаваться новые художественные ценности.

Буквально считанные решетиловские куклы сейчас не без умиления поглядывают из своей витрины в расположившееся напротив свое неожиданное многочисленное потомство. Казалось бы, оставленные навсегда в качестве последних раритетов ушедшего прошлого, они по­лучают свое продолжение в детях и внуках.

Посетитель выставки увидит, как поразительно пластичной и выразительной оказывается традиционная лаконичная Т-образная вышивка лиц кукол, какой монументальности можно достичь, свернув особым образом несколько тряпочек, как волшебно превращается дешевая пеньковая бечевка в дорогой мех гетманской шапки.

Сергей Алиев в этом году оканчивает Московский полиграфический институт и вместе с семьей возвращается на родину, в Днепропетровск. Выставка показывает, что ему есть с чем ехать на Украину.

                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                         Газ. «Вперед». 24 сентября 1988 г.
.

п

____________________________________________________