.
Пифагорейская октава
Построим ряд идеальных тонов 1., 3., 9., 27.,
81., 243., 729. Его использовали в неявном
виде для деления октавы последователи Пифагора. Этот ряд содержит идеальные
квинты
или кварты (1/3) между соседними звуками; идеальные большие тоны (1/9),
если брать
через один звук; идеальные интервалы, близкие к большой и малой терции
(1/27 и 81/1),
и другие. Идеальная пифагорейская октава может выглядеть например так:
243. 1.
9. 81. 729.
3. 27. 243.
Идеальные полутоны (1/243) располагаются здесь
между 243. и 1. и между 729. и 3.
Прочие интервалы между соседними звуками составляют идеальный тон (1/9).
В
реальной форме, при расположении звуков от высоких к более низким,
эта октава
выглядит как:
486. 512.
576. 648. 729.
768. 864. 972.
и весьма близка к системе звуков белых клавиш современных инструментов:
до си ля
соль фа ми
ре до
Полутоны (256/243) находятся в ней как раз
между 486. и 512. (до
и си) и между 729.
и 768. (фа и ми), а прочие интервалы между расположенными
рядом звуками равны
тону (9/8). Если отсчитать в этой октаве пятый тон от нижнего до,
считая до первым,
получаем квинту соль. Считая от соль к верхнему до,
получаем кварту. Считая от
до к ми, получаем терцию (32/27) и т.д. Традиционные
названия интервалов таким
образом могут быть выведены из свойств этой октавы: квинта — пятый
звук по
порядку, кварта — четвертый, терция — третий. Октава, как показывает
ее название,
является здесь восьмым звуком. Пифагорейскую октаву можно было бы дополнить
еще
пятью звуками, в идеальном виде — степенями числа 3. (от 37.
до 311.), которые должны
дать полутоны на месте черных клавиш в реальной октаве. Необходимо
указать, однако,
что неточное значение терций (32/27, а не 6/5, и 81/64, а не 5/4) представляет
собой
очевидный существенный недостаток пифагорейской системы звуков.
<........................>