.
Система трезвучий

      Попробуем теперь ввести идеальный тон 5. Сразу же обнаруживается идеальное 
трезвучие 1., 3., 5. Оно служит основой реального минорного трезвучия 3., 4., 5. или 
4., 5., 6. и состоит из квинты или кварты, большой терции и малой терции или 
соответствующих секст. С другой стороны, мажорное идеальное трезвучие, построенное 
из тех же отношений, что и минорное (1/3, 5/3 и 5/1) состоит из трех идеальных тонов 
3., 5., и 15. Разница между трезвучиями состоит в том, что в минорном каждый звук
вступает в отношения лишь в одном качестве (например как 1., которая входит в 
отношения 1/3 и 1/5), а в мажорном каждый звук играет двоякую роль (как звук 3., 
который может войти в отношение 1/5 со звуком 15. и 3/5 со звуком 5.; или звук 5., 
находящийся в отношении 1/3 со звуком 15. и 5/3 со звуком 3.) 
     Расположив звуки обоих трезвучий на горизонталях, кратных 1. и 5., получаем 
следующую картину: 

     1.    3. 
     5.   15.         (малый квадрат).

     Горизонтальные линии здесь соответствуют идеальной квинте, вертикальные — 
идеальной большой терции, а диагональ от 5. к 3. — идеальной малой терции. 
     Пристроим к этому малому квадрату по такому же квадрату справа и снизу и замкнем четвертый квадрат звуком 225.:

     1.        3.       9. 

     5.      15.      45. 

     25.    75.      225.          (средний квадрат)

Здесь мы обнаруживаем идеальные отношения, равные большому и малому тону 
(1/9 и 5/9) и большому и малому полутонам (1/15 и 3/25). 
     Если мы проведем сходную операцию со средним квадратом, то получим большой 
квадрат, таблица 1.

 Таблица 1
Идеальные тоны в большом квадрате

      1.        3.        9.        27.            81.

      5.       15.      45.       135.        405.

     25.      75.     225.      675.       2025.

    125.    375.    1125.    3375.    10125.

    625    1875.   5625.   16875.   50625.

     В центре квадрата обнаруживается число 225. Мы примем его за начало октавы, 
то есть за ноту “c” или до, и разделим все числа, составляющие большой квадрат, 
на 225. Получим следующие идеальные отношения:
   1/225      1/75      1/25      3/25          9/25

   1/45       1/15       1/5        3/5           9/5 

   1/9         1/3           1           3               9 

   5/9         5/3           5          15             45

 25/9       25/3          25         75            225

Умножая или деля каждое из идеальных отношений на степень числа 2 так, чтобы 
получились значения от 1 до 2, находим следующие реальные тоны:
Таблица 2
Тоны октавы в большом квадрате

256/225      128/75      32/25       48/25           (36/25)

  64/45         16/15        8/5           6/5              (19/5)

  16/9             4/3         1; (2)         3/2             (9/8)

  10/9             5/3         5/4           15/8             (45/32)

  25/18         25/24      25/16        75/64          (225/128)

      Рассматривая таблицу реальных тонов, можно обратить внимание, что в центре 
поставлено два числа: 1. и 2. Это и есть границы октавы. Кроме того следует указать, 
что числа в пятом столбце лишь на 81/80 превышают числа в начале следующего ряда 
(имеется ввиду отношение 36/25 к 64/45 и прочие подобные). Так как отношение 81/80 
весьма мало, числа пятого столбца будут играть вспомогательную роль, а потому 
заключены здесь в скобки.
     (Нужно указать, что величина интервала может оцениваться не только по 
пропорции, но и по логарифмической шкале, в центах /См. например Волконский, 
2003/. Так 81/80 составляет 20.5 цента. Величина интервала в центах вычисляется 
следующим образом. Берется логарифм значения интервала и умножается на частное 
от деления 1200 на логарифм числа 2. Результат округляется. Получающиеся величины аддитивны, их можно складывать или вычитать. Суммы и разности будут оценивать 
новый интервал. Величина октавы составляет 1200 центов). 
     Итак, рабочая октава может быть разделена лишь на 20 частей, а не на 25. Покажем 
сначала как выглядят семь основных звуков нашей октавы, то есть белые клавиши 
обычных инструментов. В третьей строчке написаны значения интервалов между 
соседними звуками белых клавиш:
  до       си        ля          соль    фа          ми      ре         до1
 (c)     16/15 (h)        6/5 (a)        4/3 (g)      3/2 (f)      8/5 (e)      16/9 (d)     2 (c)
     16/15             9/8            10/9            9/8          16/15        10/9            9/8
Мы видим, что распределение тонов и полутонов между белыми клавишами здесь 
совпадает с традиционным. Сложнее обстоит дело с черными клавишами. 
     В нашей рабочей октаве между двумя звуками в интервале, равном большому или 
малому тону, вставлено по два звука, один из которых является повышенным от более 
низкого (то есть диезом, #; 71 или 92 цента), а другой — пониженным от более высокого 
(то есть бемолем, b; те же значения). Между звуками, находящимися в интервале в 
большой полутон, вставлено лишь по одному звуку, который должен служить 
одновременно бемолем и диезом. Как видно, во всех случаях значение бемоля или 
диеза превышает или равно интервалу в малый полутон (25/24; 71 цент) за 
исключением си- и ми-диеза, положение которых совпадает с до- и фа-бемолями. 
Ввиду того, что интервалы между до и си  и между фа и ми составляют большой 
полутон 16/15, полноценные бемоли от до и фа равны здесь малому полутону 25/24, 
а оставшаяся часть интервала к си и к ми оказывается равной 128/125, что определяет уменьшенное значение диезов от си и от ми: они составляют 41 цент, а не 71 или 92 
цента, как для других нот. 
     Особо следует указать на интервал между си и ля, в котором имеется еще один 
традиционный звук (b = 10/9), получаемый понижением си на малый полутон (25/24). 
От этого традиционного тона b, в свою очередь может быть взят новый бемоль bb с 
интервалом 135/128 (92 цента), а от ля — диез a# с таким же интервалом  Можно 
заметить, что порядок нот между b и a отличается от порядка в прочих интервалах: 
после а вверх идет bb, затем a#, и уже за этой нотой следует b

 Таблица 3
 Двадцатитоновая октава

 1                                                                   *         c
                                                                                                                25/24 = 1. 042 = 71 цент
25/24 = 1. 041666...                                                      cb; (h#
                                                                                                            128/125 = 1. 024 = 41 цент
16/15 = 1. 066666...                                     *         h 
                                                                                                                25/24 = 1. 042 = 71 цент
10/9 = 1. 111111...                                                         b; hb
                                                                                                             128/125 = 1. 024 = 41 цент
256/225 = 1. 137777...                                                   a#
                                                                                                       16875/16384 = 1. 030 = 51 цент
75/64 = 1. 171875                                                          bb
                                                                                                             128/125 = 1. 024 = 41 цент
6/5 = 1. 2                                                      *          a 
                                                                                                                25/24 = 1. 042 = 71 цент
5/4 = 1. 25                                                                      ab
                                                                                                                                                   128/125 = 1. 024 = 41 цент


32/25 = 1. 28                                                                  g#
                                                                                                                                                      25/24 = 1. 042 = 71 цент
4/3 = 1. 333333...                                          *         g 
                                                                                                                                                     25/24 = 1. 042 = 71 цент
25/18 = 1. 388888...                                                       gb 
                                                                                                                                                128/125 = 1. 024 = 41 цент
64/45 = 1. 422222...                                                       f#
                                                                                                                                             135/128 = 1. 055 = 92 цента
3/2 = 1. 5                                                       *          f 
                                                                                                                                                           25/24 = 1. 042 = 71 цент 
25/16 = 1. 5625                                                               fb; (e#
                                                                                                                                                 128/125 = 1. 024 = 41 цент
8/5 = 1. 6                                                      *        e
                                                                                                                                                          25/24 = 1. 042 = 71 цент
5/3 = 1 666666...                                                            eb
                                                                                                                                                      128/125 = 1. 024 = 41 цент
128/75 = 1. 706666...                                                     d#
                                                                                                                                                          25/24 = 1. 042 = 71 цент
16/9 = 1. 777777...                                       *        d 
                                                                                                           135/128 = 1. 055 = 92 цента
15/8 = 1. 875                                                                   db
                                                                                                                                                     128/125 = 1. 024 = 41 цент
48/25 = 1. 92                                                                   c#
                                                                                                                25/24 = 1. 042 = 71 цент
2                                                                    *        c  (новой октавы)
 

Теперь можно составить таблицу 4 с обозначениями нот октавы и вспомогательными 
звуками, находящимися в пятом столбце.
 

Таблица 4

   Рабочая двадцатитоновая октава и пять вспомогательных звуков:

  a     d#          g#         c#        (36/25 = 1. 44; f#1)

  f      h           e          a           (9/5 = 1. 8; d1)

  d        g           c          f           (9/8 = 1. 125; b1)

  b        eb         ab         db        (45/32 = 1. 40625; gb1)

 gb     cb;(h#)   fb;(e#)     bb       (225/128 = 1. 7578125; d2)


      Роль вспомогательных звуков нижеследующая. Все горизонтальные интервалы 
между соседними звуками в таблице составляют точную натуральную квинту или 
кварту Если мы будем двигаться квинтовыми ходами по верхнему ряду к до-диез, то 
следующим за ним по нотному обозначению звуком должен быть фа-диез, первый 
во втором ряду сверху, то есть последняя квинта оказывается “хромой”, чуть короче 
(на 21.5 цента) нежели 2/3. Если же мы вместо фа-диез возьмем 36/25, то квинта 
будет точной. После этого мы можем все-таки взять фа-диез, который на слух мало 
отличим от 36/25, и от него вести еще три точные квинты и так далее. С такой 
поправкой, вводимой всякий раз после трех точных квинт на месте “хромой” 
квинты, мы можем пройти весь слышимый звукоряд квинтовыми ходами. 

<........................>

_____________________________________________________________________________________________
п