.
Несколько слов о методе

      Мы получили октаву, разделенную на двадцать или на двадцать пять интервалов, очень 
простым способом, пользуясь понятием “идеальный тон”. Оно было введено на первый 
взгляд из формальных соображений, для удобства обращения с числовыми значениями звуков. Однако приглядываясь внимательней, мы обнаруживаем, что такой тон дает действительные существенные преимущества, и что его можно считать, в сущности, идеей звука, платоновской или пифагорейской. Это весьма редкий случай, когда идею можно держать в руках и мять пальцами.
     Тот факт, что начало и конец октавы находятся как раз в центре таблицы (225.), указывает на особую роль этого числа. Создается впечатление, что оно имеет смысл природного явления, 
а не есть эффект наших договоренностей. Если мы возьмем за единицу другое число в таблице, 
то начало октавы сместится, но сама октава будет иметь всё ту же форму, так как соотношения между интервалами останутся прежними. Строя октаву в соответствии с традицией, мы так 
или

иначе придем к прежнему началу в центре таблицы. Традиционная (или пифагорейская) октава и ее начальное и конечное “c” поэтому тоже имеют важный естественный смысл. 

<........................>

_____________________________________________________________________________________________
п