.
Как настроить рояль

     Собственно, необходимо настроить два рояля или две клавиатуры на двух разных 
инструментах. Для этого нужно взять для каждого инструмента по половине всех нот из 
таблицы 4, отбросив сначала одну ноту, так как всего у нас 24 клавиши, в каждой из октав 
по двенадцать. Удобнее всего не использовать ноту d2, так как она завершает звуковой ряд 
и не употребляется в квинтовых ходах. Когда это необходимо, ее можно играть колоколом 
или гонгом или любым другим инструментом. Она расположена чуть выше ре (примерно 
на 20 центов). 
     Чтобы разнести по двум клавиатурам остальные ноты, можно воспользоваться 
таблицей 5, которая представляет собой всего лишь упрощение таблицы 4.
 

Таблица 5
  Двадцатипятитоновая октава

  a#       d#         g#         c#        (f#1)

  f#       h           e          a         (d1)

  d        g          c          f          (b1)

 (b)     (eb)      (ab)      (db)       (gb1)

 (gb)    (cb)      (fb)      (bb)         \d2 - гонг\


     Ноты без скобок, то есть семь основных нот и пять диезов расположатся на первой 
клавиатуре, а ноты в скобках, кроме d2 — на второй. Расположение звуков на первом 
инструменте напоминает традиционное. Семь основных нот (до, ре, ми, фа, соль, ля и си
расположены на семи белых клавишах, снизу вверх, а черные клавиши соответствуют диезам, 
то есть интервалам в 71 цент или 92 цента вверх от белой клавиши.
    

Вторая клавиатура используется для тех нот, которые в таблице 5 стоят в скобках. 
Для удобства игры можно расположить все бемоли основных семи нот на белых клавишах. 
Тогда для черных клавиш останутся ноты: d1,  f#1, gb1, bb и b1. Белая и черная клавиатуры 
должны в этом случае рассматриваться как отдельные последовательности нот, а не 
совместно, как на первом рояле. В таком виде они представлены в таблицах 7-а и 7-б. 
     Для практических нужд можно указать частоты в герцах для каждого тона. Для этого
примем за ноту ля частоту в 440 герц, а остальные ноты вычислим по пропорциям. В таком 
виде они войдут в таблицы 6, 7-а и 7-б. Приведем также оценки интервалов между тонами 
в центах отдельно для каждого инструмента. Как видно из этих значений, второй рояль имеет 
отчасти вспомогательную функцию: хотя величины бемолей соответствуют значениям 
диезов первого инструмента, четыре из пяти черных клавиш (отмеченные индексами 1) могут употреблятся в качестве поправок, для сглаживания «хромых» квинт.
     Разумеется для практических нужд ноты черных клавиш на двух инструментах можно 
поменять местами: вспомогательные ноты поместить на первый рояль, а диезы — на 
второй. Возможно, так кому-то будет удобнее. 
 

 Таблица 6
Первый рояль
..

 

Таблица 7-а
Белые клавиши второго рояля (бемоли)


.

Таблица 7-б
Черные клавиши второго рояля (поправки)

<........................>

_____________________________________________________________________________________________
п