.
Индия (часть 1)

     Наша недавняя поездка в Индию отличалась от прочих, ей предшествовавших, тщательностью подготовки. Она не только была спланирована в деталях заранее, но и оплачена за много месяцев впрок. Моя роль в планировании семейных путешествий, как правило, достаточно пассивная, обычно ограничивается принципиальным согласием на пребывание там-то, тогда-то и в течение такого-то времени, что вполне устраивает и меня, и Сузан. Меня - по очевидной причине. Сузан - по причине менее очевидной, но тем не менее понятной. Суть ее состоит в нежелании отвлекаться на обсуждение заведомо неприемлемых соображений, какими только и могут быть высказываемые мной идеи. И нас обоих - по причине сохранения мира в семье в связи со счастливым отсутствием второго организатора. Счастливым - потому как решения первого и единственного организатора не могут быть ничем иным, кроме как единственно верными, к чему бы они в конечном счете не приводили.

     Группа, к которой мы присоединились в Дели, была сформирована в Штатах и состояла из владельца туристической фирмы, пожелавшего лично контролировать работу своих сотрудников и "туристов" - 6 супружеских пар и двух относительно молодых людей мужского пола, такой парой не являвшихся. Один из них всю жизнь находился в поиске своей половины и ушел на раннюю пенсию, чтобы эти поиски продолжить с большей интенсивностью. Второй, напротив, свою половину находил многократно, но через несколько месяцев обычно приходил к выводу об ошибочности сделанного выбора. Он тоже решил стать ранним пенсионером, продав принадлежавшую ему небольшую юридическую фирму в надежде, что отсутствие этого отвлекающего фактора наконец-то поможет ему распознать в толпе претендеток (или вне ее) ту единственную, с которой он сумеет начать жизнь заново. Странным образом, оба оказались правы, что и привело к их счастливому объединению в седьмую семейную пару. Что же касается изначально парных участников, то и здесь не все было очень уж обыденным и примитивным. Одна пара отмечала этим путешествием свою золотую свадьбу, вторая - заканчивала им свой медовый месяц, а остальные - вполне комфортно разместились между этими полюсами. Некоторая усложненность ситуации состояла в том, что упомянутые две пары, находясь в одной и той же возрастной, весовой и медицинской категориях, были совершенно неотличимы одна от другой не только в моих глазах, но и в глазах всех мужчин нашей группы. Иногда это приводило к забавным осложнениям, особенно, когда к молодоженам обращались как к золотым юбилярам (что их сильно обижало). Это, впрочем, компенсировалось откровенным удовольствием, с которым золотые юбиляры воспринимали обращение к себе как к молодоженам, так что никаких последствий ни то, ни другое не имело. Совершенно необъяснимым для меня явилось то обстоятельство, что ни одна из женщин не испытывала ни малейших затруднений там, где все без исключения мужчины были абсолютно беспомощны. Впрочем, иногда и необъяснимое может быть объяснено, и в этом случяае таким объяснением иожет быть существенно более тонкий уровень женской организации - идея, для меня совершенно бесспорная.

     Моим первым и главным впечатлением от пребывания в Индии были перенаселенность и перезагрязненность всех без исключения мест, где мы оказывались. Для тех, у кого школьный курс географии выветрился из памяти вместе с косинусами, битвой при Фермопилах, электродинамическим правилом указательного (большого ?) пальца левой (правой ?) руки и множеством других полезных знаний, полученных в те далекие годы, сообщаю, что в Индии более 1/6 населения земного шара занимает территорию, существенно меньшую 1/6 его площади. Этим Индия отличается от бывшего СССР, в котором соотношения были обратными, и на площади, равной 1/6 планеты размещалось в 4-5 раз меньшее, чем в Индии, количество инхабитантов. Это существенное отличие индийской реальности от российской легко объяснимо предпочтением, которое индусы в течение последних пяти тысяч лет отдавали процессу детозачатия перед всеми другими процессами, если они требовали иных по содержанию усилий. Завоевание соседних народов, столь любезное российскому менталитету, относится к этим последним, почему и не нашло широкого распространения в Индии. Кстати сказать, подобная проблема - проживание большего количества людей на меньшей территории актуальна также и для соседнего (и с Индией, и с Россией) Китая, приоритеты которого, судя по численности его населения, вероятно, соотносятся с индийскими больше, чем с российскими. В результате плохо не только им, но и соседней России, на восточную часть которой уставшие от бесперебойного детопроизводства китайцы смотрят с вожделением, правда, лишенным сексуальной составляющей. Прямым следствием установившегося в каждой из этих стран еще в древние времена образа жизни явился демографический состав населения - довольно однородный в Индии и Китае, но в России представленный более, чем сотней завоеванных народов и народностей. Из предыдущего также вытекает, что не только чукчей или пуэрториканцев, но и евреев в Индии должно быть существенно меньше коренного населения. Так оно в действительности и есть, несмотря даже на включение в список инородцев всех владельцев индийских ресторанов в Тель Авиве, Иерусалиме и Хайфе, равно как и лично мне знакомую чету преподавателей йоги из Реховота. Мне бы не хотелось фантазировать на тему о следствиях, вытекающих из этнической картины, окажись она иной: это привело бы к многочисленным, но не подтвержденным фактами и потому спорным выводам. Скажу лишь в общем виде, что есть правда, чистая правда и ничего, кроме правды: не повезло Индии с евреями. Бывает.

     Еще до приезда в Индию я ожидал от этой поездки сюрпризов. Не потому, что наподобие Сенкевича или Кусто (да будет земля пухом обоим) сам создаю эти сюрпризы и сам о них же рассказываю, а потому, что ожидаю сюрпризов повсеместно, включая улицы, по которым хожу и дороги, по которым езжу (не очень давно это ожидание сбылось а полной мере, и, хоть я и остался в живых, но лишился любезной моему сердцу двухместной спортивной машины, замена которой на совершенно такую же уже состоялась - фото A).

                    Несколько минут после аварии.                       Несколько недель после аварии.

Фото А

     Мои ожидания не были обмануты также и в Индии. Человек, показанный на фото 1, находится в состоянии, непосредственно следующим за, пардон, отправлением естественной надобности. Он наслаждается чувством обретенной легкости, еще не успев покинуть туалет, в котором эта легкость была обретена. Приведенная фотография туалета ни в коем случае не является тестом на глупость вроде платья короля из сказки Шварца и отличается от упомянутой сказки принципиально: в отличие от отсутствующего в сказке изысканного королевского туалета туалет на фотографии, во-первых, является общественным и вседоступным, и, во-вторых, реально на фотографии присутствует. Собственно, его реальное присутствие является не столько материальной сколько идеальной категорией, вроде закромов Родины, которые безусловно есть, но которых никто не видел. Наличие же общественных туалетов не только демонстрируется приводимой фотографией, но еще и удостоверяется текстом руководства для туристов ("A spiritual journey through India", фото 2), врученным мне сразу же по прибытии в страну. В последнем абзаце этого руководства черным по белому написано: "Please be prepared for open air toilets". Следуя этой рекомендации, я не удивился запечатленному на фотографии и попытался принять совершаемое у меня на глазах с той же невозмутимостью, с какой в сказке Шварца это делает королевское окружение, а в Индии также и простой люд по всей стране - от Дели и до самых до окраин. В стране с миллиардным населением не оказалось ребенка, который со шварцевской непосредственностью сказал бы, что нет там никакого туалета, поставив тем самым под сомнение уверенность этого населения в заботе государства об удовлетворении его, населения, нужд - больших и малых. Подобное отсутствие в сочетании с вышеупомянутым руководством, абстрактными соображениями и врожденной доверчивостью (верю же я в наличие демократии в Америке, хотя располагаю для этого существенно меньшей, чем для индийских общественных туалетов доказательной базой) окончательно развеяло все мои по этому поводу сомнения.

    

Транспорт в Индии общедоступен, и любой житель страны может им воспользоваться, если он, подобно жителям всех цивилизованных стран, за исключением подданных Туркмен-баши, в состоянии оплатить свой проезд. Мне пришлось наблюдать всего три вида общественного транспорта - автобус, рикша и что-то среднее между этими двумя (фото 3), хотя, вероятно, есть и другие. Судя по приведенным фотографиям, наиболее популярным является первый вид, но пешехождение в Индии распространено еще шире (на фотографии не представлено). По индийским улицам тоже пешим ходом, но иногда и в кузовах самодвижущихся повозок, называемых здесь автомобилями, перемещаются также коровы. В Индии они священны. Их берегут, о них трогательно заботятся (фото 4) и, как всякое божество, доят нещадно.

     Что касается транспортных средств для перемещений на далекие расстояния - самолетов и поездов, то мне довелось пользоваться и теми, и другими. Каждый вид транспорта обладает своей спецификой, с которой мне было интересно ознакомиться. Железнодорожный транспорт примечателен своими вокзалами, которые оборудованы залами ожидания как для пассажиров 3 класса (которых абсолютное большинство), так и пассажиров класса люкс (большей частью отсутствующих). В описываемое время, однако, наша группа была такими пассажирами. Основным отличием зала для пассажиров класса люкс является отсутствие в нем пассажиров 3 класса. Во всех остальных отношениях обе эти категории неотличимы, что было расценено Сузан как указание на отсутствие какой бы то ни было имущественной дискриминации и потому ею одобрено. Мой демократизм так далеко не распространялся, поскольку мне, смертельно к тому времени уставшему, хотелось уже не комфорта, но элементарных удобств. Зал ожидания для пассажиров 3 класса показан на фото 5. Зал для привилегированного контингента отличался от этого лишь отсутствием коровы и вообще пассажиров, что само по себе было вполне удовлетворившим меня удобством. Что же касается поезда как такового, то он примечателен своими спальными местами, равно как и туалетами. Спальные вагоны отличаются от обычных наличием коротких занавесок, символически отделяющих 4-местные купе от прохода с беспрерывно снующими по нему пассажирами и поездной обслугой, да еще тем, что в обычных вагонах в этих купе размещается двойное количество пассажиров, а при необходимости - и существенно большее (до 20). Последнее обстоятельство является бесспорно удобным для железнодорожного начальства, поскольку потребность в вагонах любой классности может быть удовлетворена практически одновременно с появлением на них спроса и лимитируется лишь наличием занавесок в багажном отделении. Что касается туалетов, то в вагонах обеих категорий они идентичны и их отличительной чертой является отсутствие водоспусков. Собственно, водоспуски имеются, но их ручки намертво приварены к бачкам, в которых вода отсутствует за полной ее ненадобностью из-за вышеупомянутой специфики самого устройства. В каждом туалете, однако, имеется довольно больших размеров металлическая кружка на железной цепи, по идее заменяющая неработающий водослив. Как и сам водослив, ее функция тем не менее чисто представительская, поскольку вода в туалет вообще не подается, и проржавевшая емкость, в которой ей положено быть, как правило, пустует. Любопытства ради я обследовал соседний спальный вагон, который во всех отношениях оказался копией нашего. По прибытии в аэропорт я обнаружил там больше порядка, что, однако, не сделало его полностью беспроблемным. Мы, отстояв по 40 минут в мужской (для меня) и женской (для Сузан) очереди, должны были пройти обследование, состоящее из личного досмотра (осуществляют 3 человека - сам(а) обыскивающий(ая) соответствующего пола, полуответственное лицо (любого пола), своей печатью удостоверяющее успешное выполнение работы лицом обыскивающим(ей), и лицо ответственное, уполномоченное наблюдать за полуответственным, что своей подписью он и удостоверяет). По слухам упомянутая структура есть результат борьбы исполнительной власти за сокращение штатов: еще совсем недавно существовала также и  категория  четвертьответственных лиц, контролировавших безответственных и сами являвшихся объектами контроля для полуответственных. На пути к самолету нам пришлось пройти еще две аналогичных проверки (последняя - на самом летном поле). Фото 6 демонстрирует мой билет, на котором стоят 3 печати и 3 подписи, из чего вытекает, что при посадке в самолет я трижды подвергался проверке и мной занималось 9 человек, не считая билетных контролеров и сопровождающих (общим числом 4). После благополучного завершения этой 3-кратной проверки, имеющей к контролю безопасности существенно меньше отношения, чем к трудоустройству в сфере воздушного транспорта, мы были допущены к трапу самолета. Еще через 40 минут мы прибыли в святой город Варанасе (Бенарес) на священной для всех индусов реке Ганг, где нас ожидали демонстрация ритуального захоронения и совершенно непригодный для дыхания воздух. Но об этом и многом другом - в заключительной части этого эссе.
 
 


Фото 1

.
.

Фото 2
.
.

Фото 3
.
.

Фото 4
.
.

Фото 5
.
.

Фото 6

Окончание см. здесь (часть I I

<................................>

______________________________________________________________________________________________

п