/
Заиченко Г. А.
Этнос - нация - человечество.
Дилемма: гармония или вырождение*
1. Драмы, трагедии сотен миллионов людей в X X веке среди других
причин (идеологических, расовых, религиозных и др.) в значительной степени
порождались и порождаются межэтническими и межнациональными конфликтами.
Задуманная как гуманистическое обновление общества, Перестройка выродилась
в межнациональные войны в Карабахе, Осетии,
Приднестровье. Сегодня дьявольские искусители подталкивают к трагическому
столкновению народы Украины и России для разрешения споров о Черноморском
флоте и Крыме. Сегодня, когда еще не поздно, когда еще можно остановить
безответственных политиков от великодержавного шовинизма в России и поддержать
противостоящие им в России подлинно
демократические силы, когда еще можно обуздать агрессивные националистические
силы на Украине и поддержать противостоящие им на Украине подлинно демократические
силы, все действительно честные, гуманные люди в России и на Украине обязаны
возвысить свой голос в защиту мира и добрососедства между их народами.
2. Сложный механизм взаимодействия этноса,
нации и человечества с точки зреният адекватной его методологической оценки,
как нам представляется, в целом, верно показан в совместной статье группы
известных российских философов: а) «В отличие от этноса (народа), нация
объединяет людей не по признаку их кровного родства или совместного проживания,
...
а как некоторую социокультурную общность... Граница между этносом и
нацией это граница между тем, что не зависит от человека, не является его
личной заслугой и обусловлено лишь фактом его рождения, и тем, что требует
от него определенного личного усилия и осознанного выбора»; б) «... К этнической
культуре люди приобщаются коллективно..., к национальной
культуре они приобщаются, как правило, индивидуально и порой вопреки
своему этническому происхождению... Нация есть форма объединения людей
в условиях «гражданского общества», основанного на их личной самостоятельности
и независимости друг от друга»; в) «...В той же мере, в какой нация освобождает
индивида от его «природной сращенности» со
своим этносом, связывая его с другими индивидами посредством более
широкой системы норм, ценностей и символов, имеющих субэтническое, национальное
значение, она делает его одновременно и открытым по отношению к другим
системам, приводит к осознанию не только
национальной, но и общечеловеческой принадлежности. Носителем общечеловеческого
в каждой нации становится тем самым каждый индивид... в той мере, в какой
он осознает свою самоценность и самостоятельность, свою чисто личную связь
с миром и другими людьми» (Степин B.C.. Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых
В.И, От классовых приоритетов к
общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция. Философский альманах.
- М.. 1991.- С. 14-15:
М.. 1992.- С. 15).
3. Приведенные выше характеристики этноса
- нации - человечества ориешированы на выявление особенностей движения
по ступеням становления и ограниченных общностей (этнос, нация), и целостной
совокупности всех людей (человечество) как в основном прогрессивного.
гармонизирующего процесса. Но если, как утверждают эти же авторы, «национализм-болезнь
несложившейся, недостигшей своей зрелости нации, которая потому н ценит
свое отличие от других намного больше, чем свое сходство с ними» (Степин
B.C., Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От классовых приоритетов
к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция.
Философский альманах. - М., 1991. - С. 17), то, во-первых, как быть
при оценке конкретно-исторических этапов жизни развитых наций, которым
навязывались тоталитарными, фашистскими режимами псевдоценности превосходства
над другими нациями, и, во-вторых, правомерно ли как «неразвитым», так
и «созревшим» (но находящихся в плену реакционных
политических режимов) нациям в целом инкриминировать отсутствие или
вырождение гуманистических ценностей?
Гуманизм как высший критерий оценки достигнутого
той или иной исторической общностью людей прогресса в гармонизации межличностных
отношений, прогресса в становлении свободы для каждого человека принципиально
исключает возможность глобального вырождения всей
нации. Пока в любой нации есть хотя бы один не подчинившийся тирании
человек, ни об одной из них в целом нельзя сказать, что она «хуже» других
или другой. Таким великим человеком в Грузии был философ Мераб Мамардашвили,
который писал: «Защищая достоинство абхазца, армянина, осетина, защищаешь
свое достоинство, иначе для меня не существует высокое
понятие грузин» (Г. Иванов-Смоленский. Тотальная демократия // Известия,
14.03.91 г. С.
3). Поэтому для украинца аксиомой должно быть: «Защищая достоинство
русского, защищаешь свое достоинство, иначе для меня не существует высокое
понятие украинец». А для русского аксиомой должно быть: «Защищая достоинство
украинца, защищаешь свое достоинство, иначе
для меня не существует высокое понятие русский».
4. Угроза вырождения, деградации идеалов,
подлинно гуманистических ценностей национальных культур Украины и России
в равной мере исходит как от русского великодержавного шовинизма, так и
от агрессивного украинского национализма, грань, отличие которых от фашистской
идеологии сплошь и рядом весьма условна. Мы на Украине хорошо знакомы с
профашистскими проповедями «Памяти», многих публикаций российских
журналов «Молодая гвардия», «Наш современник».
Сегодня и у нас на Украине все более громко
звучит проповедь национальной исключительности украинцев и изначальной
неполноценности, порочности русской нации. И где звучит? В органе Верховного
Совета Украины: «Голос Украины». В. Шепа и П. Харченко пишут: «...Завоевательная
политика московских правителей еще со времен Московского княжества и на
протяжении существования России превратила русских в имперскую нацию» (В.
Шепа,
П. Харченко. Росія: народ і держава// Голос Украіни, 26.03.1881. -
С. 6). А Б. Сидоренко. как и другие авторы, уже устанавливают классификацию
и для украинцев: первосортные,
украинско- говорящие. «Тут же - для более полной классификации - назовем
еще и русифицированных детей Украины, которых в последние годы называют
еще манкуртами»
(Б. Сидоренко. Поговорнмо про «старшого брата» // ГолосУкраіни, 22.04.1992.
- С. 12). Приходится ли после этого удивляться, что на фоне такого антигуманного
беспредела звучат в некоторых изданиях и откровенно обнаженные фашистско-националистические
заявления и
призывы. Об одном из таких изданий рассказал с возмущением В. Линник,
приведя из него следующие выдержки: «Украина или Россия? Этот вопрос, который
встал с возникновением того, второго (Россия), был, есть и будет существовать,
до тех пор, пока не исчезнет с политической карты одно из понятий (надеюсь,
второе)». Или характеристика России: «Убогая воровка
без рода и племени» (В. Линник. Чи Украіна для них понад усе?.. //
Голос Украіни, 22.04.1992.
С. 12).
Кто остановит лот гибельный и для Украины,
и для России коричневый поток клеветы, ненависти, предвестника беды? Верховные
Советы, Президенты? Последние должны поторопиться, так как второго счастливого
случая, чтобы успеть приостановить действия их Указов может и не представиться.
______________________
* Печатается по изданию: Г. А. Заиченко, Сборник
научных трудов (доклады, статьи,
философские зампетки), Днепропетровск, Научное образование,
2001. - С. 181-184.
_____________________________________________________________________________________________
|