Гали-Дана Зингер 
ИЗОБРАЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ, КАМНЕЙ И ВОДЫ* 
(Моралите) 
                  Действующие лица: 

                   Перспективное рисование 
                    Пейзажная лирика 
                    Лампа 
                    Никта 
                    Чернило 
                    Парта 
                    Дуры 
                    Школьная драма 
                    Добродетель 
                    Законы жанра 

                ПРОЛОГ                             ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПРОЛОГ 

   Чернило:       Возникновение     Парта: Дриада, дурочка, дитя, 
пролога  покрыто  тайной.  Из-       Куда ты? В дортуар? В дорогу! 
вестно    только   то,   что   два        Что клятвы верности, ей-Богу, 
создателя   языка  разрабатыва-       Мы будем плакать не шутя, 
ли  в  начале 70-х г.г.  сходные 
идеи и  даже  в течение одного       Мы будем детские обиды 
лета      работали     вместе.    В       Перебирать и губы дуть, 
результате    были    сформули-       Чтоб ветер, тронут нашим видом, 
рованы основные  положения        Уткнулся нам в древесну грудь. 
логического    программирова- 
ния   и    вычислительная   мо-       Простится ветреность, измена. 
дель,    описан  и    реализован       Неверность - разве это грех? 
первый язык логического про-       Скорее разгрызи орех, 
граммирования Пролог.                   Нас дрожки ждут и Мельпомена 
    С этого момента произошел 
быстрый переход  Пролога  от        И певчие - щегол и дрозд. 
юности  к  зрелости.  Зрелость        И, щелкая в пути орехи, 
языка означает, что он больше        Со скорлупой и веткой роз 
не является доопределяемой и        Мы бросим мелкие огрехи. 
уточняемой  научной  концеп- 
цией, а  становится  реальным        Кружатся в небе промокашки, 
объектом     со    всеми  прису-        Исписанные впопыхах, 
щими ему  Пороками и Добро-        В чернильных кляксах и стихах 
детелями.                                           Средь них «Прогулки вертопрашки». 
     Учитывая   обычный   жиз- 
ненный цикл языков програм-        Что карусельную лошадку 
мирования,  можно   ожидать,         Кентавра в дрожки запряжем 
что  следующие несколько лет         Три круга нам без пересадки 
покажут,   имеют    указанные          Вооружимся куражом. 
качества    ценность   лишь   в 
учебных  аудиториях  или они         Директор крадется как тать. 
окажутся  полезными  в  иных         Шумит большая перемена 
областях,    где    за     решение         С благословенья Демосфена 
задач платят деньги.                          Мы будем камешки катать. 

     Перспективное рисование: В одной книге читало я: «Деревья в значительной мере больше, чем автомобили, имеют бесконечное разнообразие форм и размеров. Аналогично автомобилям, они исполь-зуются в перспективном рисовании по многим причинам, одной из которых является то, что одно дерево или целая группа деревьев всегда произрастает на строительной площадке перед зданием или позади него. В таком случае легко определить их вид и размеры и нарисовать их «с натуры». Однако бывают случаи, когда необходимо упростить или стилизовать рисунки деревьев в угоду воображаемой перспективе, с учетом используемого материала или манеры иллюстратора. Постепенно приобретая практический опыт изображения деревьев, иллюстратор может выработать свой собственный стиль и научиться использовать деревья для улучшения выразительности перспективных рисунков. 
     Чернило: Дерево игры подобны графу пространства состояний. 
     Пейзажная лирика: Как древо боли прорастает плачем, 
                                        Как ствол времен, но нет - совсем иначе 
                                        Исходит ствол словесный смертью скорой, 
                                        Как ствол скорбей, но тише - без укора. 
                                        Дубовых крон - древесный шелест слова - 
                                        Что названо и времени неравно - 
                                        Не боли скарб , но парность рифм недавних, 
                                        Но жженой умбры сушь в листве неновой. 
     Дуры: Знаем, знаем! Это - стихотворение. Мы его проходили. 
     Школьная драма: А теперь, медам, сделайте разбор данного тэкста и объясните, почему это стихотворение плохое эст. 
     Перспективное рисование: Среди существующих способов рисования деревьев самое важное, чего никогда нельзя забывать, - это то, что любое дерево произрастает из земли. 
     Как правило, самая толстая часть ствола дерева расположена у основания там, где оно соприкасается с землей, а самыми тонкими частями являются маленькие прутики на концах ветвей. 
     На примере деревьев мы видим, как это ветвление начинается от несущей основы ствола и расширяется далее к ветвям и побегам, природа следует собственным законам роста и разветвления растений, но с большей свободой, нежели это хотел показать художник на своей схеме. Ведь, как и все живое, деревья тоже испытывают на себе 
воздействие окружающих природных факторов. 
     Действительно, в природе немало того, что выражает смерть, увядание и навевает на нас грустные настроения. 
     Так, колючки кустарника вызывают в нас неприязнь, вид треснув-шей коры нередко заставляет испытывать боль умирающего дерева, а вырванный из земли корень наводит на мысли о бренности всего живого. 
     Но несмотря на это мы все же постоянно находим прекрасное, гармоничное и разумное в любом проявлении окружающего нас мира, пусть даже таинственного, неотъемлемой частью которого являемся и мы вместе со всеми другими живыми существами. 
     Школьная драма: Кто это дицет? Прошу не подсказывать. Пунктум. 
     Чернило: Деревья игры часто оказываются слишком большими для ведения поиска. 
     Школьная драма: Выше деревья растут, если их подрезать дили-гентер. 
     Чернило: Дерево поиска цели G относительно программы Р называется конечно безуспешным, если в дереве нет успешных вершин и нет бесконечных корней. 
     Пейзажная лирика: Не тень от дерева вползает по стене. 
                                       Не оклики дождя расплющены в окне, 
                                       Но дождь отмеренный из отзвуков и дней, 
                                       Не тень от дерева, но - дерево теней. 
     Перспективное рисование: Тень от дерева могла бы распростра-ниться далее по земле, если бы не наткнулась на препятствие в виде дома, который принял ее на себя от линии пересечения между землей и стеной, и тень поползла по фасаду вверх. 
     Школьная драма: Силенциум, силенциум, силенциум. 
     (Парта тянет руку). 
     Школьная драма: Силенциум же, дикси. 
     (Парта изо всех сил тянет руку). 
     Школьная драма: Ну что тебе? Деос! 
     Парта: Чернило! 
     Школьная драма: Центум раз дикси вам, дети, ответствуйте полным ответом. 
     Парта: Из склянки пролито зеленое чернило, 
                    день падает из рук и ночь, часы и зонт. 
                    Свыкаясь с празеленью там, где горизонт, 
                    звезда собачья угол уронила 
                    для сонных ос. 
     Пейзажная лирика: Не бойся, не умрут 
                                        заспавшиеся осы. Только снилось, 
                                        что в склянке плещется зеленое чернило 
                                        и именем чужим зовется - изумруд. 
     Школьная драма: Ваде ретро из класса. Да, вы, вы. И вы. А вы - в угол. 
     (Парта и Чернило выходят из класса. Парта плачет, Чернило хлопает дверью. Пейзажная лирика в углу). 
     Перспективное рисование: Солнечный свет также непостоянен из-за вращения земли. Так в течение дня меняется угол падения солнечных лучей, а следовательно, меняются и тени, отбрасываемые всеми освещенными солнцем предметами. В качестве простейшего примера можно проследить за ходом теней от зонтов на пляже. 
     Чернило (заглядывает в класс): Если телу сообщить начальную скорость V под углом к горизонту (/2 <  </2 рад), то его движение будет криволинейным. При условии h, где h -расстояние тела от поверхности земли, а  - радиус Земли в данной точке, и без учета сопротивления воздуха можно считать, что траекторией является парабола, лежащая, например, в плоскости х0у. Движение будет равнопеременным: ускорение тела постоянно и в любой момент времени равно ускорению свободного падения g
     Пейзажная лирика: Как можно тень оставить, уходя, 
                                        Всего лишь тень, не промедленье ночи, 
                                        Чей обморок жеманен и непрочен - 
                                        Всего лишь тень с побегами дождя? 
     Школьная драма (надрываясь): Си-лен-ци-ум! 
     Перспективное рисование: Чем ближе к носу круглый глаз, 
                                                                  тем взгляды делаются глуше, 
                                                     Выныривая из стены. 
                                                     Какое белое лицо и оттопыренные уши 
                                                     У затворенной тишины. 
     Дуры (хором): Ой, мамочки, боюсь! 
     Никта: Как невнятен, огромен и синь был испуг прошлой ночи - 
                   Только ляжет - и вскочит, присядет - и вскочит, и вскочит. 
                   Только за угол хочет свернуть, как наткнется на камень, 
                   И незрячими шарит, и шарит сквозными руками. 
     Дуры (хором): Ой, мамочки, страшно! 
     Пейзажная лирика: И комната - в дожде, и улица - вся в лужах 
                                        откроют в окнах сад и водомет в саду, 
                                        восставят зеркала из луж, и в их ряду 
                                        меж ртутных капель отразится ужас 
                                        листвы воды листвы воды воды. 
     Дуры (хором): Монструм хоррендум, информе, ингенс. 
     Школьная драма: Слушайтесь, девочки, свою альма матер, и все будет пульхра и бене. 
     Никта: Когда же обруч запустила ночь, 
                   По водосточным желобам скатились 
                   Беспутницы рассветного бессилья - 
                   Желанье с Жалобой - кто мог бы им помочь? 

     Перспективное рисование: Скорлупка гипса, руина ночи 
                                                     доспехи пепла и панцырь мухи, 
                                                     воитель ночи и между прочим 
                                                     кольцо семерки и бритва в ухе 
                                                     блистают. 
                                                     Это - страж, это - отрок, это - осень, 
                                                     не правда ли, 
                                                     какой академический набросок? 
     Школьная драма: Можете вы довести все ад абсурдум. 
                                    Нет уж патенции больше. 
                                    Вам все бы о мальчиках думать. 
     Дуры: Кастис омния каста. 
     Никта: В монастыре для птиц из синих глин 
                   И страхов пустотелых в устремленьях 
                   Ветвей и ливней, в сомкнутых коленях 
                   Урании отныне отрок Лин, 
                   Лазури преданный, как умерщвленный звук 
                   Отныне предан колыбельной птичьей, 
                   В разноголосице молчания различий 
                   Не сохранит небес гончарный круг. 
     Чернило (заглядывает в класс): Ввиду порочного круга дерево поиска обязательно содержит бесконечную ветвь. 
     Школьная драма: Диес ирэ настал! Я пошла ад дуректрум. 
     Дуры (хором): Эвоэ! 
     Лампа: Дайте мне сказать! Дайте сказать! 
     Перспективное рисование: Среди искусственных источников мож-но назвать электрический свет, свет свечи и керосиновой лампы 
и т.д.Естественный свет приходит к нам от очень удаленного источника, в то время как источники искусственного света расположены поблизости, и мы можем регулировать соответствующим образом их светосилу, направление и продолжительность действия. 
     Парта (осторожно заглядывает в класс): Дайте лампе сказать! 
     Лампа (раскачиваясь на носках): Я хочу прочитать стихотворение. 
Ликиф
                                   Скрыть и не пытался выгиб птичий 
                                   жест менады, зрением плодов 
                                   приземленный, грубое двуличье 
                                   влажных глин, аттических ладов. 
                                   Что тогда прельщенный и невещий 
                                   Эвоэ отверстый рот, 
                                   Если слово - только оборот 
                                   чрез плечо, предлог не быть для вещи? 
     (Никта подходит к доске и берет указку). 
     Никта: Ночь и ее социальная структура. 
                   Вероятно, бесклассовая ночь. 
                   Каждый в ночи является ею. Ключ ночи, 
                   который является ночью, бесшумно входит в замок, 
                   который автоматически становится ночью. 
                   Бесшумно взлетают тригонометрические фигуры, 
                   громко хлопая крыльями как куры 
                   в турах 
                   автоматического вальса, перья и пух, 
                   между прочим, 
                   тоже ночи а ночи. Арматура 
                   сновидения скована крахмалом. Ключи 
                   к пониманию всякой двери молчат, но молчат вслух. 
                   Если молчание внятно, как ночь, 
                   значит она тирания.
                   NB следовательно, 
                   порождает вторую культуру. 
     Лампа: Ты только о себе да о себе. Для тебя никто не существует. Я тоже могу кое-что о тебе сказать. 
     Во-первых: бутылка ночи окружила сад, 
     где в синеве еще гнездится зелень, 
     в предел стекла вмещаясь еле-еле, 
     шуршит фонарь. Крадется виноград. 
     Во-вторых: ночь, созревая в гроздьях и стекле, 
     обронит комнату до растворенья сада. 
     Продленный свет, не выхватив дриаду, 
     очертит руки в листьях на столе. 
     В-третьих: неканоническая тьма 
     зрачками гипса отторгает 
     сравнения, когда другая 
     прибегнуть к ним спешит сама. 
     Парта: А в-четвертых: приняв их непомерный гнет, 
                                              она под окнами поникла, 
                                              кроме ночного мотоцикла 
                                              никто ее не обогнет. Ой! 
     Дуры: Атас! 
     (Дверь открывается, входят Добродетель и Законы жанра. Из-за их спин выглядывает Школьная драма. Парта и Лампа бросаются по местам). 
     Законы жанра: Ну-ка, что тут у вас происходит. Отвечайте-.вот вы, светленькая, как вас... 
     Лампа: Лампа. 
     Законы жанра: Я не спрашиваю, как вас зовут, я хочу знать, что тут у вас происходит. 
     Лампа: Моя любовь до странности проста - 
                   Люблю в вещах ночные их значенья, 
                   Неведомы мне ваши огорченья, 
                   Когда они лежат не на местах. 
                   Все начинается с фонарного черченья 
                   Лучом по полу. Тут считай до ста 
                   Иль не считай, как хочешь. Только бденье 
                   Уже ты не нарушишь. А устав, 
                   Хоть плачь, зовя Морфея, сновиденья 
                   Не явятся - у них таков устав. 
       Законы жанра: Te-те-те...у вас должен быть один устав - законы жанра (бьет себя в грудь). И вы должны их знать на зубок. 
      Дуры (хором): Школьная драма, драматическое произведение и театральное действо, возникшее в средние века в Западной Европе как средство изучения латинского языка и воспитания. Развитая школьная драма придерживалась принципов единства места, времени, действия; 
состояла из пролога, изложения фабулы и эпилога. Имела характер мистерии, миракля, моралите или представала в форме пьесы на исторические и мифологические сюжеты. Действующими лицами выступали соответственно библейские, исторические, а также аллего-рические персонажи. 
      Перспективное рисование: Приходилось ли вам наблюдать небо в час заката, когда солнце едва успело скрыться за горной вершиной? На высветленном небе отчетливо выделяются, словно вырезанные из черной бумаги, очертания гор, напоминая чем-то задник театральных декораций и создавая впечатление контраста, вызывающее наше восхищение. 

               ЭПИЛОГ                           ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ЭПИЛОГ 

Перспективное рисование:      Добродетель:
Рисунок    -    самый  непо-     Блистательной латынью сыпет лес, 
средственный   вид  искус-     В Святой Империи разор и беспорядок, 
ства, выражающий   перво-    Что делать мне меж дуры и дриады 
начальный     замысел    ху-    Среди чужих словес? 
дожника: воспроизводящий 
первую  форму  того, что он 
внутренне  почувствовал  и    Я - Милосердье или Чистота, 
увидел.   Техника    рисунка     Хороший вкус 
углем      высоко    ценилась                           иль Небрежение к нарядам, 
старинными мастерами, ею     Вокруг меня - пороков мириады, 
широко  пользуются   и   со-    Не эта и не та, 
временные         художники. 
Для   рисунка  используется 
уголь различных  сортов: от     И Скромность, и Умеренность - годна 
наиболее  твердых   древес-     Я Любомудрием служить 
ных   пород  до  самых  мяг-                                           и Любострастьем, 
ких    ценных  пород  ореха,     Смиреньем в щастии, 
подвергшихся           обжигу.                              Покорностью в напастях, 
Этот неприхотливый  мате-     На все про все одна.
риал    позволяет  рисовать 
свободно,      размашистым 
штрихом,     особенно     на       Вы здесь услышали, 
крупных    листах  бумаги с                                   как Ночь сменяет День, 
несколько шероховатой по-      Здесь Благоглупость вам 
верхностью.  Набросок   уг-                        представлена с Блаженством, 
лем  без особого труда сти-       И, в общем, явлена вам 
рается тряпкой.                                                           Добродетель Женска 
     Рисунок,  выполненный       И разна Дребедень. 
мягким бархатистым  углем 
из  обожженных   прутиков 
ореха,   можно  слегка   раз-       Плоды примите праздного труда, 
мазать  пальцем   для  полу-       Читатель, слушатель 
чения       соответствующих                                  и зритель утомленный, 
теней. Легкий штрих  углем        По мере сил примите благосклонно, 
придает   рисунку   воздуш-        Избавьте от суда. 
ность и прозрачность. 
        Работа с углем требует 
сноровки   и   умения   пра-        Меня привел сюда один устав - 
вильно сочетать светлые  и        Единство действия и времени и места, 
темные      участки,    иначе        Законам жанра повинуясь с детства, 
можно   так  «перечернить»        Смыкаю я уста. 
работу, что   это приведет к 
плачевным результатам. 



Использованные сочинения: 

     М.К.Претте, А.Канальдо, «Творчество и выражение», т.2, М., «Советский художник», 1985 
     Л.Стерлинг, Э.Шапиро, Искусство программирования на языке Пролог, М., «Мир», 1990 
     Б.М-Яворский, Ю.А. Селезнев, Справочное руководство по физике М., «Наука», 1989 
     И еще одна книга, чье название автор забыл. 



* Было опубликовано в :5 - 1995 год
<........................................>
___________________________________________________________________________________________
п