Гали-Дана Зингер
ИЗОБРАЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ, КАМНЕЙ И ВОДЫ*
(Моралите)
Действующие лица:
Перспективное рисование
Пейзажная лирика
Лампа
Никта
Чернило
Парта
Дуры
Школьная драма
Добродетель
Законы жанра
ПРОЛОГ
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПРОЛОГ
Чернило: Возникновение
Парта: Дриада, дурочка, дитя,
пролога покрыто тайной. Из-
Куда ты? В дортуар? В дорогу!
вестно только то, что
два Что клятвы верности, ей-Богу,
создателя языка разрабатыва-
Мы будем плакать не шутя,
ли в начале 70-х г.г. сходные
идеи и даже в течение одного
Мы будем детские обиды
лета работали
вместе. В Перебирать
и губы дуть,
результате были сформули-
Чтоб ветер, тронут нашим видом,
рованы основные положения
Уткнулся нам в древесну грудь.
логического программирова-
ния и вычислительная мо-
Простится ветреность, измена.
дель, описан и реализован
Неверность - разве это грех?
первый язык логического про- Скорее
разгрызи орех,
граммирования Пролог.
Нас дрожки ждут и Мельпомена
С этого момента произошел
быстрый переход Пролога от
И певчие - щегол и дрозд.
юности к зрелости. Зрелость
И, щелкая в пути орехи,
языка означает, что он больше
Со скорлупой и веткой роз
не является доопределяемой и
Мы бросим мелкие огрехи.
уточняемой научной концеп-
цией, а становится реальным
Кружатся в небе промокашки,
объектом со всеми прису-
Исписанные впопыхах,
щими ему Пороками и Добро-
В чернильных кляксах и стихах
детелями.
Средь них «Прогулки вертопрашки».
Учитывая обычный жиз-
ненный цикл языков програм-
Что карусельную лошадку
мирования, можно ожидать,
Кентавра в дрожки запряжем
что следующие несколько лет
Три круга нам без пересадки
покажут, имеют указанные
Вооружимся куражом.
качества ценность лишь в
учебных аудиториях или они
Директор крадется как тать.
окажутся полезными в иных
Шумит большая перемена
областях, где за
решение С благословенья
Демосфена
задач платят деньги.
Мы будем камешки катать.
Перспективное рисование: В одной книге
читало я: «Деревья в значительной мере больше, чем автомобили, имеют бесконечное
разнообразие форм и размеров. Аналогично автомобилям, они исполь-зуются
в перспективном рисовании по многим причинам, одной из которых является
то, что одно дерево или целая группа деревьев всегда произрастает на строительной
площадке перед зданием или позади него. В таком случае легко определить
их вид и размеры и нарисовать их «с натуры». Однако бывают случаи, когда
необходимо упростить или стилизовать рисунки деревьев в угоду воображаемой
перспективе, с учетом используемого материала или манеры иллюстратора.
Постепенно приобретая практический опыт изображения деревьев, иллюстратор
может выработать свой собственный стиль и научиться использовать деревья
для улучшения выразительности перспективных рисунков.
Чернило: Дерево игры подобны графу
пространства состояний.
Пейзажная лирика: Как древо боли прорастает
плачем,
Как ствол времен, но нет - совсем иначе
Исходит ствол словесный смертью скорой,
Как ствол скорбей, но тише - без укора.
Дубовых крон - древесный шелест слова -
Что названо и времени неравно -
Не боли скарб , но парность рифм недавних,
Но жженой умбры сушь в листве неновой.
Дуры: Знаем, знаем! Это - стихотворение.
Мы его проходили.
Школьная драма: А теперь, медам, сделайте
разбор данного тэкста и объясните, почему это стихотворение плохое эст.
Перспективное рисование: Среди существующих
способов рисования деревьев самое важное, чего никогда нельзя забывать,
- это то, что любое дерево произрастает из земли.
Как правило, самая толстая часть ствола дерева
расположена у основания там, где оно соприкасается с землей, а самыми тонкими
частями являются маленькие прутики на концах ветвей.
На примере деревьев мы видим, как это ветвление
начинается от несущей основы ствола и расширяется далее к ветвям и побегам,
природа следует собственным законам роста и разветвления растений, но с
большей свободой, нежели это хотел показать художник на своей схеме. Ведь,
как и все живое, деревья тоже испытывают на себе
воздействие окружающих природных факторов.
Действительно, в природе немало того, что
выражает смерть, увядание и навевает на нас грустные настроения.
Так, колючки кустарника вызывают в нас неприязнь,
вид треснув-шей коры нередко заставляет испытывать боль умирающего дерева,
а вырванный из земли корень наводит на мысли о бренности всего живого.
Но несмотря на это мы все же постоянно находим
прекрасное, гармоничное и разумное в любом проявлении окружающего нас мира,
пусть даже таинственного, неотъемлемой частью которого являемся и мы вместе
со всеми другими живыми существами.
Школьная драма: Кто это дицет? Прошу
не подсказывать. Пунктум.
Чернило: Деревья игры часто оказываются
слишком большими для ведения поиска.
Школьная драма: Выше деревья растут,
если их подрезать дили-гентер.
Чернило: Дерево поиска цели G относительно
программы Р называется конечно безуспешным, если в дереве нет успешных
вершин и нет бесконечных корней.
Пейзажная лирика: Не тень от дерева
вползает по стене.
Не оклики дождя расплющены в окне,
Но дождь отмеренный из отзвуков и дней,
Не тень от дерева, но - дерево теней.
Перспективное рисование: Тень от дерева
могла бы распростра-ниться далее по земле, если бы не наткнулась на препятствие
в виде дома, который принял ее на себя от линии пересечения между землей
и стеной, и тень поползла по фасаду вверх.
Школьная драма: Силенциум, силенциум,
силенциум.
(Парта тянет руку).
Школьная драма: Силенциум же, дикси.
(Парта изо всех сил тянет руку).
Школьная драма: Ну что тебе? Деос!
Парта: Чернило!
Школьная драма: Центум раз дикси вам,
дети, ответствуйте полным ответом.
Парта: Из склянки пролито зеленое чернило,
день падает из рук и ночь, часы и зонт.
Свыкаясь с празеленью там, где горизонт,
звезда собачья угол уронила
для сонных ос.
Пейзажная лирика: Не бойся, не умрут
заспавшиеся осы. Только снилось,
что в склянке плещется зеленое чернило
и именем чужим зовется - изумруд.
Школьная драма: Ваде ретро из класса.
Да, вы, вы. И вы. А вы - в угол.
(Парта и Чернило выходят из класса. Парта
плачет, Чернило хлопает дверью. Пейзажная лирика в углу).
Перспективное рисование: Солнечный
свет также непостоянен из-за вращения земли. Так в течение дня меняется
угол падения солнечных лучей, а следовательно, меняются и тени, отбрасываемые
всеми освещенными солнцем предметами. В качестве простейшего примера можно
проследить за ходом теней от зонтов на пляже.
Чернило (заглядывает в класс): Если
телу сообщить начальную скорость V под углом к горизонту
(- /2 <
</2 рад), то его движение
будет криволинейным. При условии h,
где h -расстояние тела от поверхности земли, а
- радиус Земли в данной точке, и без учета сопротивления воздуха можно
считать, что траекторией является парабола, лежащая, например, в плоскости
х0у.
Движение будет равнопеременным: ускорение тела постоянно и в любой момент
времени равно ускорению свободного падения g.
Пейзажная лирика: Как можно тень оставить,
уходя,
Всего лишь тень, не промедленье ночи,
Чей обморок жеманен и непрочен -
Всего лишь тень с побегами дождя?
Школьная драма (надрываясь): Си-лен-ци-ум!
Перспективное рисование: Чем ближе
к носу круглый глаз,
тем взгляды делаются глуше,
Выныривая из стены.
Какое белое лицо и оттопыренные уши
У затворенной тишины.
Дуры (хором): Ой, мамочки, боюсь!
Никта: Как невнятен, огромен и синь
был испуг прошлой ночи -
Только ляжет - и вскочит, присядет - и вскочит, и вскочит.
Только за угол хочет свернуть, как наткнется на камень,
И незрячими шарит, и шарит сквозными руками.
Дуры (хором): Ой, мамочки, страшно!
Пейзажная лирика: И комната - в дожде,
и улица - вся в лужах
откроют в окнах сад и водомет в саду,
восставят зеркала из луж, и в их ряду
меж ртутных капель отразится ужас
листвы воды листвы воды воды.
Дуры (хором): Монструм хоррендум,
информе, ингенс.
Школьная драма: Слушайтесь, девочки,
свою альма матер, и все будет пульхра и бене.
Никта: Когда же обруч запустила ночь,
По водосточным желобам скатились
Беспутницы рассветного бессилья -
Желанье с Жалобой - кто мог бы им помочь?
Перспективное рисование: Скорлупка
гипса, руина ночи
доспехи пепла и панцырь мухи,
воитель ночи и между прочим
кольцо семерки и бритва в ухе
блистают.
Это - страж, это - отрок, это - осень,
не правда ли,
какой академический набросок?
Школьная драма: Можете вы довести все
ад абсурдум.
Нет уж патенции больше.
Вам все бы о мальчиках думать.
Дуры: Кастис омния каста.
Никта: В монастыре для птиц из синих
глин
И страхов пустотелых в устремленьях
Ветвей и ливней, в сомкнутых коленях
Урании отныне отрок Лин,
Лазури преданный, как умерщвленный звук
Отныне предан колыбельной птичьей,
В разноголосице молчания различий
Не сохранит небес гончарный круг.
Чернило (заглядывает в класс):
Ввиду порочного круга дерево поиска обязательно содержит бесконечную ветвь.
Школьная драма: Диес ирэ настал! Я
пошла ад дуректрум.
Дуры (хором): Эвоэ!
Лампа: Дайте мне сказать! Дайте сказать!
Перспективное рисование: Среди искусственных
источников мож-но назвать электрический свет, свет свечи и керосиновой
лампы
и т.д.Естественный свет приходит к нам от очень удаленного источника,
в то время как источники искусственного света расположены поблизости, и
мы можем регулировать соответствующим образом их светосилу, направление
и продолжительность действия.
Парта (осторожно заглядывает в класс):
Дайте
лампе сказать!
Лампа (раскачиваясь на носках):
Я
хочу прочитать стихотворение.
Ликиф
Скрыть и не пытался выгиб птичий
жест менады, зрением плодов
приземленный, грубое двуличье
влажных глин, аттических ладов.
Что тогда прельщенный и невещий
Эвоэ отверстый рот,
Если слово - только оборот
чрез плечо, предлог не быть для вещи?
(Никта подходит к доске и берет указку).
Никта: Ночь и ее социальная структура.
Вероятно, бесклассовая ночь.
Каждый в ночи является ею. Ключ ночи,
который является ночью, бесшумно входит в замок,
который автоматически становится ночью.
Бесшумно взлетают тригонометрические фигуры,
громко хлопая крыльями как куры
в турах
автоматического вальса, перья и пух,
между прочим,
тоже ночи а ночи. Арматура
сновидения скована крахмалом. Ключи
к пониманию всякой двери молчат, но молчат вслух.
Если молчание внятно, как ночь,
значит она тирания.
NB следовательно,
порождает вторую культуру.
Лампа: Ты только о себе да о себе.
Для тебя никто не существует. Я тоже могу кое-что о тебе сказать.
Во-первых: бутылка ночи окружила сад,
где в синеве еще гнездится зелень,
в предел стекла вмещаясь еле-еле,
шуршит фонарь. Крадется виноград.
Во-вторых: ночь, созревая в гроздьях и стекле,
обронит комнату до растворенья сада.
Продленный свет, не выхватив дриаду,
очертит руки в листьях на столе.
В-третьих: неканоническая тьма
зрачками гипса отторгает
сравнения, когда другая
прибегнуть к ним спешит сама.
Парта: А в-четвертых: приняв их непомерный
гнет,
она под окнами поникла,
кроме ночного мотоцикла
никто ее не обогнет. Ой!
Дуры: Атас!
(Дверь открывается, входят Добродетель и Законы
жанра. Из-за их спин выглядывает Школьная драма. Парта и Лампа бросаются
по местам).
Законы жанра: Ну-ка, что тут у вас
происходит. Отвечайте-.вот вы, светленькая, как вас...
Лампа: Лампа.
Законы жанра: Я не спрашиваю, как вас
зовут, я хочу знать, что тут у вас происходит.
Лампа: Моя любовь до странности проста
-
Люблю в вещах ночные их значенья,
Неведомы мне ваши огорченья,
Когда они лежат не на местах.
Все начинается с фонарного черченья
Лучом по полу. Тут считай до ста
Иль не считай, как хочешь. Только бденье
Уже ты не нарушишь. А устав,
Хоть плачь, зовя Морфея, сновиденья
Не явятся - у них таков устав.
Законы жанра: Te-те-те...у
вас должен быть один устав - законы жанра (бьет себя в грудь). И вы должны
их знать на зубок.
Дуры (хором): Школьная
драма, драматическое произведение и театральное действо, возникшее в средние
века в Западной Европе как средство изучения латинского языка и воспитания.
Развитая школьная драма придерживалась принципов единства места, времени,
действия;
состояла из пролога, изложения фабулы и эпилога. Имела характер мистерии,
миракля, моралите или представала в форме пьесы на исторические и мифологические
сюжеты. Действующими лицами выступали соответственно библейские, исторические,
а также аллего-рические персонажи.
Перспективное рисование: Приходилось
ли вам наблюдать небо в час заката, когда солнце едва успело скрыться за
горной вершиной? На высветленном небе отчетливо выделяются, словно вырезанные
из черной бумаги, очертания гор, напоминая чем-то задник театральных декораций
и создавая впечатление контраста, вызывающее наше восхищение.
ЭПИЛОГ
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ЭПИЛОГ
Перспективное рисование: Добродетель:
Рисунок - самый непо-
Блистательной латынью сыпет лес,
средственный вид искус- В
Святой Империи разор и беспорядок,
ства, выражающий перво- Что делать мне
меж дуры и дриады
начальный замысел ху-
Среди чужих словес?
дожника: воспроизводящий
первую форму того, что он
внутренне почувствовал и Я - Милосердье
или Чистота,
увидел. Техника рисунка
Хороший вкус
углем высоко ценилась
иль Небрежение к нарядам,
старинными мастерами, ею Вокруг меня - пороков
мириады,
широко пользуются и со-
Не эта и не та,
временные художники.
Для рисунка используется
уголь различных сортов: от И Скромность,
и Умеренность - годна
наиболее твердых древес-
Я Любомудрием служить
ных пород до самых мяг-
и Любострастьем,
ких ценных пород ореха,
Смиреньем в щастии,
подвергшихся
обжигу.
Покорностью в напастях,
Этот неприхотливый мате- На все про все
одна.
риал позволяет рисовать
свободно, размашистым
штрихом, особенно на
Вы здесь услышали,
крупных листах бумаги с
как Ночь сменяет День,
несколько шероховатой по- Здесь Благоглупость
вам
верхностью. Набросок уг-
представлена с Блаженством,
лем без особого труда сти-
И, в общем, явлена вам
рается тряпкой.
Добродетель Женска
Рисунок, выполненный
И разна Дребедень.
мягким бархатистым углем
из обожженных прутиков
ореха, можно слегка раз-
Плоды примите праздного труда,
мазать пальцем для полу-
Читатель, слушатель
чения соответствующих
и зритель утомленный,
теней. Легкий штрих углем
По мере сил примите благосклонно,
придает рисунку воздуш-
Избавьте от суда.
ность и прозрачность.
Работа с углем требует
сноровки и умения пра-
Меня привел сюда один устав -
вильно сочетать светлые и
Единство действия и времени и места,
темные участки, иначе
Законам жанра повинуясь с детства,
можно так «перечернить»
Смыкаю я уста.
работу, что это приведет к
плачевным результатам.
Использованные сочинения:
М.К.Претте, А.Канальдо, «Творчество и выражение»,
т.2, М., «Советский художник», 1985
Л.Стерлинг, Э.Шапиро, Искусство программирования
на языке Пролог, М., «Мир», 1990
Б.М-Яворский, Ю.А. Селезнев, Справочное руководство
по физике М., «Наука», 1989
И еще одна книга, чье название автор забыл.
* Было опубликовано в :5 - 1995 год
<........................................>
___________________________________________________________________________________________
|