.
X X I I
ЕЩЕ ИСПОВЕДЬ
В тот вечер я пошел говорить с Сережей. Торик
предупредил меня, что родители уйдут в оперу, и сам он тоже уйдет, чтобы
никто не мешал, а Сережа раньше десяти не уходит. В самом деле, еще из
передней я услышал Сережин голос: он что то наигрывал на рояле и подпевал.
- Чудесную песенку привез знакомый из Парижа,
- сказал он мне, сияя: - Janneton prend sa faucille pour aller couper les
joncs. Говорят, старинная. Вот уже час корплю, хочу перевести. Нравится
вам начало? -
Наступил июль горячий,
По деревьям бродит сок.
Прогуляться в лес на даче
Вышла Таня на часок.
- Я к вам не за тем, Сережа: у меня серьезное
дело, и неприятное.
- Погодите, сейчас; ужасно трудно подобрать
все рифмы не просто на «-ок», но на «-сок», avec la consorine d'appui.
Слушайте:
Вдруг четверку повстречала:
Каждый строен и вы-сок.
Первый скромно, для начала,
Ущипнул ее в... висок.
В висок ущипнуть нельзя, но это - для ваших
целомудренных ушей: у меня на самом деле другая рифма, более щипабельная.
Дальше еще не готово. Слушаю; только не ругайтесь, если вдруг сорвусь на
минутку напеть следующий куплет. Что нового на Риальто?
Я притворил дверь гостиной и сказал очень
просто:
- Сегодня Мотя Банабак еще с одним товарищем
произвели «экс» у Абрама Моисеевича; и сделали это по вашему поручению.
Вы знаете, чем это пахнет?
Он стоял предо мною, ловкий, стройный, изящно
одетый во что то специально домашнее, одна рука в кармане, в другой папироса.
Ни одна бровь не дрогнула, но ход его мыслей отразился на лице явственно.
Сначала он удивился, откуда я знаю, хотел было отрицать; сейчас же сообразил,
что не стоит, улыбнулся чистосердечно и спросил тоном любознательной деловитости:
- Чем пахнет?
- Чем угодно, от арестантских рот до расстрела.
- Кабальеро, я четыре года проторчал на юридическом
факультете. Почтенный хлебник Авраамий, сын Моисеев, будет молчать, как
скумбрия, немая от рождения, пойманная, нафаршированная, зажаренная, съеденная
и переваренная.
- Не ручайтесь!
- Ручаюсь. Что визит к нему произошел по моей
инициативе, он доказать не может; а зато есть два свидетеля, что он подговорил
их учинить налет на своего же брата Бейреша, сына Маврикиева, и еще заплатил
им за это шесть тысяч рублей. Знаете, чем это пахнет?
Это была здоровая логика, бесспорно. Первый
натиск мой, со стороны самосохранения, он отразил. Я на минуту сбился с
нити; стоял и почему то думал о том, что сегодня он все время говорит по-русски,
без обычных своих гаванных словечек, и это с самого моего прихода: сразу,
что ли, почуял, что я пришел не по шуточному делу?
- Дело не в этом случае, Сережа, - сказал
я, собравшись с мыслями. - Я теперь не сомневаюсь, что вы связались с налетчиками
вообще. Никакого оправдания у вас нет, вы это не для «партии» делаете -
да еще через Мотю. Это просто гнусная низость.
Он прищурил глаза и проговорил раздумчиво:
- Я бы мог, собственно, указать вам на дверь
и даже помочь вам в деле утилизации оного отверстия.
Я ответил опять очень просто:
- Не будьте идиотом, Сережа.
Он пожал плечами; несколько минут ничего не
говорил, только постукивал носком; вдруг потер лоб, просиял, счастливо
кивнул мне головою, сел к роялю и (сказав мне: - Минутку!) запел, бренча
аккомпанимент:
- Но второй был смел, и смело
Бросил Таню на пе-сок.
Третий ловко и умело
Развязал ей поя-сок,
А четвертый...
Вот еще только четвертый, собака, не дается.
«Се que fit, le quatri me...».
Я бесновался внутри; право, не за него тревожился,
пусть идет ко всем, если так ему нравится: Анна Михайловна не выходила
у меня весь день из головы, моя старшая и первая любимица в этом доме.
Это ради нее, чтобы не стыдно было смотреть ей в глаза, я тогда в Лукании
сказал Марусе «чур» и не дотронулся: только ради нее, пора выдать правду.
Женщина с изумительным гением понимания, безропотно несущая свое бессилие
- бессилие всех матерей и отцов в том поколении перелома и распада; женщина,
вздернутая Богом на дыбу, чем дальше, тем выше; и вот ей этот обаятельный
мерзавец готовит еще один поворот колеса, натягивающего канаты. У! портовые
словечки знал и я, самые последние, самые хамские: страшно хотелось бросить
их все ему в лицо, и еще плюнуть в придачу, по настоящему плюнуть мокро,
и уйти. Но хватило, спасибо, рассудка поступить иначе. Я собрал у себя
в глотке самые ласковые, самые музыкальные и задушевные ноты голоса и сказал
ему:
- Сережа, за нами столько лет дружбы. Если
вы не слышите, что за крик боли стоит у меня теперь в душе, вы глухой.
Ради Бога, Сережа!
Он медленно повернул ко мне крутящийся табурет
у рояля, оперся локтем о зазвеневшие клавиши и посмотрел мне в глаза по
своему, открытым и честным взглядом удалой и безграничной своей натуры.
- Во второй раз вы меня спасти хотите, - сказал
он тоже с глубокой, грустной дружбой. - А я во второй раз спрошу вас, и,
поверьте, не для зубоскальства, а совсем искренно: в чем дело? Почему нельзя?
Это ведь не то, что взять у нищего. Может быть, я нравственно глух, но
ведь это от природы, это органическое мое увечье, а не вина.
- Но зачем, зачем?!
Он опустил голову и задумался на минуту. Потом
он заговорил, рассеянно слегка постукивая пальцами по клавишам; и всю эту
речь его я помню сквозь тихую втору отрывистого рокота рояля, как ту исповедь
Маруси помню сквозь лунный свет и зеленый шелест. Наигрывал ли он бессознательно
какую то знаемую мелодию, или просто сами невольно создавали ее одаренные
пальцы, но даже меня, туго откликающегося на музыку, странно захватило
и подчинило ее подавленное журчание, и с ним уже без отпора вливались в
мое сознание его слова.
- Все равно, милый друг мой, - говорил он,
- я ведь пропаду. Я не прилажен для жизни. Это дико звучит, когда речь
идет о человеке, сплошь усеянном, как я, полуталантами: и на рояле, и карандашом,
и стихотвор, и острослов, и что хотите. Может быть, в этом и болезнь, когда
все человеку дается, к чему ни приложит руку: как тот царь, у которого
все в руках превращалось в золото, и он умер с голоду.
- Неправда, из вас бы вышел отличный адвокат...
- Да я у кого то и состою помощником - даже
где то записал, у кого именно. Ничего не выйдет: не могу я работать. Даже
легкой работы не выношу: не в усилии дело - для игры я целый день вам пудовые
мешки буду таскать; но если это не игра, если «нужно» - не могу. - Вы прочли
Вейнингера?
- «М» и «Ж»? при чем это?
- «Ж». Я знаю, это еще более дико сказать
о малом с такими широкими плечами; и гимнаст я хороший, и, честное слово,
совсем нормален в том - вы знаете - специфическом смысле; но ведь я, собственно,
женщина. Барышня-бабочка, рожденная только для холи и забавы и баловства.
Родись я девушкой, никто бы не попрекнул меня за то, что я не создан для
заработка: у них это в порядке вещей, если внешность подходящая. Кто-нибудь
тогда бы кормил и наряжал меня для украшения своего быта и дома, и еще
благодарил бы каждый день за то, что я позволяю. Меня бы тогда «содержали»...
Сознаться вам? Это слово «на содержании», которое для каждого настоящего
мужчины звучит так погано, меня оно не коробит. Уже несколько раз я был
на самом пороге и этого переживания; почему то не поддался, сам не знаю
почему; но и это еще возможно.
Я почти застонал: гнев мой давно прошел, осталась
только тупая, тяжелая боль. Я сказал:
- Вы говорите так, как будто теперь вы нищий.
- Я и есть нищий. Куда плывут у меня деньги,
сам не знаю. Выпил кофе за четвертак, ничего не купил, а ушло пять рублей.
Тоже черта той дамочки: легче далась бы черная магия, чем арифметика собственного
кошелька. Это и значит «нищий»: тот, у которого над душой каждую секунду
висит гнусная, подлая забота - где достать? Для дамочки это просто: потерлась
плечиком о плечо отца, или мужа, или друга и попросила умильно: дай! Пусть
иногда откажет - но хоть не стыдно. А на мне галстук и брюки, я числюсь
мужчиной. Папа c'est un chic type, сам приносит конверт 1-го и 15-го, а
мне это - как хлыстом по лицу. Никудышный я; пропаду все равно, не стоит
хлопотать.
Мы оба молчали; вдруг он заговорил бодрее,
и аккомпанимент на рояле зазвучал громче:
- Между прочим: этот подвиг с Авраамием в
моей биографии первый. Вдруг осенило. И денег его я пока не тронул; собственно
потому, что не привык еще как-то принимать ассигнации из рук моего друга
Моти Банабака - привык наоборот. Предрассудок...
Он повернулся к роялю и стал наигрывать внимательнее,
что
то бормоча, потер лоб одной рукою, нахмурил брови, кинул мне рассеянно:
- Простите... - и опять запел, сначала вполголоса, но со второй строчки
уверенно:
- А четвертый... Но из драмы
Надо вычеркнуть кусок,
Чтоб, узнав, и наши дамы
Не сбежали в тот лесок.
И он совершенно преобразился. Отпихнулся ногой,
три раза перекрутился вместе с табуретом, удержался против меня: его лицо
сияло подлинной беспримесной радостью, он с силой провел ногтем большого
пальца по всей клавиатуре с диэзами и бемолями и закричал:
- Готово! Нравится?.. И вы не тужите: во второй
раз обещаю вам честно - ни-ни. Этого - ни-ни; не хочу вас отпустить опечаленного.
А пропасть - пропаду.
<.............................................>
|