/
Злата Зарецкая

Забвение или Память?
Фестиваль Акко 2007

     Где начинается и кончается театральный праздник? Почему так тянет зрителя на  непредсказуемые действа, подобные магнетическим неизвестным приключениям. Что 
привлекает ежегодно в Акко вот уже 28 лет к каменным анфиладам, созданным кровавыми фанатами крестоносцами??

     Фестиваль Акко 2007 по-своему ответил на этот вопрос, предложив свое  видение  театрального искусства, посвященное диалогу памяти и беспамятству, ран времени и 
поисков   отделения , бегства в контрастное инобытие и погружение в историю вопреки 
шуму времени.
     Театральный форум не стал общественным потрясением, как предполагалось после журналистской презентации в прессе в июне, после которой было обещано “дрожание 
стен” при том количестве иностранных и израильских групп (47, 430 показов), которые 
были объявлены. Картина, нарисованная в качестве привью талантливой Машой Хинич (“Дрожите старые стены Акко!!! Под вашими камнями разбиты цирковые шатры, 
извиваются улыбки мимов. Балагуры, держите шляпы – перед вами выступят лучшие в 
мире акробаты. Раззявы присмотрите за кошельками – клоуны летают над вами!” см.botinok.co.il/node/36770) действительности не соответствовала. (Кстати русскоязычных журналистов там не было). Ибо не создано было вокруг главное: атмосфера творческой 
радости. Центральная площадь перед центром фестиваля была занята огромной авто 
стоянкой. Загнанный в неудобную теснину фестивальный базарчик то и дело погружался 
во тьму из-за неполадок в электричестве. Зритель теснился между арабскими лотками на 
главной узкой улочке и, в которой вдруг появлялись огромные красочные холодные на 
ходулях итальянские маски, передвигавшиеся между публикой, как между муравьями. То, 
что это было приглашение к зрелищу – можно было только догадываться. Представления 
надо было ловить, ибо не было никаких указателей, кроме крошечной карты, доступной 
только опытным путешественникам. Прогулки по набережной сопровождались не 
привычным для этих дней  шумом , а тишиной, в которой были слышны звуки чьих-то 
отдельных диалогов. Зато очень крикливо работала полиция, как горланящее решето на 
въезде в город и на входе на фестиваль. Раскрученный не только на Израиль, но на весь 
мир фестиваль был подавлен откровенно бизнесом, и потому почти не видно было на 
улицах живого природного театра, которым всегда был славен альтернативный Акко. 

     Но билеты действительно были все проданы, и на каждом спектакле, даже на самом 
слабом, не было свободных мест. В ближайшем отеле я обнаружила фанов, которые 
приезжают на фестиваль уже много лет. Почему? “Я каждый раз вижу что-то важное для 
себя, – сказал мне один из них. Что на этот раз ?” “Для меня – это жизнь и иллюзия, как 
они смотрят друг на друга”.
     Обзор зрелищ подтвердил: доминанта – контраст тяжелой реальности и недостижимой 
мечты, которой жив человек. Как заявила художественный директор фестиваля Даниэла 
Михаэли, при отборе заявок ее интересовали работы где были “попытки описать процесс выживания и борьбы с окружающей действительностью”. Представленные спектакли 
заставляли задуматься, что же сильнее забвение в прекрасной иллюзии или сценическое расследование боли нашего исторического бытия – изображение, подобное редакторской передовице? И где грань, отделяющая одно от другого? И чем для нас важно искусство 
вообще и в Израиле в частности?
     Набор конкурсных спектаклей “Сидим” (История семи дней поминовения) Ринат 
Москона, “Гитлер, Робот и Нож” Яэль Тильман, “Последнее поле” Хасама Башара, 
“Господин Мира” Йонатана Леви, “Владения” Шарон Паз, “Приди, посмотрим” Ури 
Азулая, “На море!” группы “Где Дана?” “Тридцатый век” Ури Ремеза..и др убеждали всеми средствами в необходимости бегства от действительности?!, полной горя и неразрешимых противоречий. Этому же был посвящен открытый лекторий “От личных материалов к 
театру” о путях режиссуры собственной жизни..., в которой можно доказать любую 
личную сентенцию... Так оригинально непредсказуемо и называлась авторская работа Шая Питовского “Это как разрушить – только наоборот”. Попав туда случайно, я неожиданно 
для себя не могла уйти… На сцене белые пустые коробки, которые преображаются то 
в горы снега или песка, то в киноэкраны воспоминаний или срезы реального времени, быстротекущего за пределами замкнутого пространства, напоминающего то ли магазин электротоваров, то ли эзотерический театр. У героев нет имени. Они – символы 
собственной духовной потери и жажды обретения самого себя. Это полифоническое повествование о всеобщей болезни равнодушия и атрофии чувств, поразившей общество, 
в котором каждый пытается выиграть хоть каплю счастья… Сюрреалистический театр 
абсурда, с рубленными фразами – айсбергами, подводный смысл которых разворачивался 
в аккорде цвета, света, музыки, жеста и коллажа документальных кадров. На сцене двое – 
Она – студентка,  (Тали Хиршфельд), ищущая электротехника, способного вытащить из 
видео застрявшую кассету, и пришедший к двери магазина Он  – режиссер с  постоянно 
горящим сценическим аппаратом (Эяль Радошицкий). Оба с порчей, оба не находят 
выхода, оба пытаются понять, почему…. Оба могут помочь друг другу, но непреодолимое оцепенение, сковавшее их внешне, приводит вместо единения к  отчуждению. На кассете 
у девушки еще живая мать, смерть которой она пропустила из-за своей занятости – 
расчетливого эгоизма… И потому ей так важно вытащить застрявшую кассету . Лучше 
поздно чем никогда но увидеть родное лицо... Юноша – полный сирота, живущий своим творчеством. Эяль Радошицкий создает образ человека беспощадного, требовательного и 
безумно одинокого и оттого “замороженного”… Его суд над дочерью, потерявшей мать, – требование проснуться и покаяться, признать свою вину, грех бесчеловечности во имя возможной  любви, которая исчезает сейчас на глазах у всех, просьба о милосердии…и 
тепле. Но вновь лишь край ладони коснулся его щеки. … . На сцене своего театра юный 
режиссер вновь повторяет эпилог спектакля собственной жизни – негаснущий фонарь,
как скрытый огонь освещает его  глаза, в которых воспоминание о детстве, когда все еще 
были вместе… Этот точный, цельный тихий спектакль прозвучал  неожиданно 
художественно “громко”... Куда все ушло? – Этот вопрос не оставлял еще долго каждого, кто присутствовал на этом циничном разрушающем и в эпилоге вдруг возрождающем  сердце действе…

     Противостояние реальности, бегство в прекрасный мир творчества, поиски идеала, 
ради которого можно отправиться в труднодоступные  горы  Латинской Америки был и 
в спектакле “Транкила”, само название которого, связанное с местной водкой, говорило 
о забвении и личном покое… Талантливая режиссер Авиталь Двори на основе 
подлинного случая  развернула  в пределах больничной палаты, где непонятая 
медперсоналом умирает молодая израильтянка  от тромба в ноге, кукольно цирковую 
панораму ее снов, надежд и борьбы врачей со смертью. Черная старуха возникает на 
сцене, как в фольклорной мистерии с огромным ножом, который виден лишь 
обреченной, и оттого его удары  действовали на публику как взрывы  боли. Метафоры 
дуэли медиков со Смертью (Ярон Гошен и Боаз Шауль) здесь реализовались  буквально, 
заставляя зрителей смеяться и сопереживать. Подобно народному театру здесь 
разворачивались игры с публикой, которую втягивали в псевдонаучные лекции об 
особенностях мозга человека, приводящего при неверном чтении “первоначальных 
ощущений” на грань гибели (“Лекторы” Ронит Хадад и Дэвид Биланка). В результате в 
процесс “лечения” были подключены все. Это было знаковое зрелище, где акробатические полеты  над кроватью больной, фокусы медиков, превращавший пилюли в цветы и 
танцевавших со страдалицей менуэты на трапециях, переход с иврита на испанский, как 
символ отсутствия коммуникации, “говорящая” вещь на сцене – нога – дерево с 


расцветшими огнями  венами, куклы профессоров на руках у актера, изображавшего 
консилиум, в итоге спасший иностранку, наблюдавшей за умирающим своим телом сверху 
с каната(арт.Елена Цимерман) – соединение искусств выглядело не претензией, но цельным органичным  духовным синтезом о поисках любви и свободы. Его идеальную 
недоступность играл на цирковой вершине Эйналь Гури – в белой маске с прекрасными рисованными чертами – принц, искушающий Золушку, во имя которого и гибель – не 
страшна…
     На спектакль невозможно было попасть даже с билетами. Зал на каждом представлении 
был переполнен, свидетельствуя что тема личного выживания, противостояния 
реальности в мечте и  – как никогда более волнует израильтян…Прорыв в вечное 
жизненное спасает  лично… Но . справедливо ли? Как сказал профессор Шимон Леви 
после просмотра, “театр очень тонкий сейсмограф общества, и не всегда успех определяет 
его качество”…
     В этом смысле заслуживали самого пристального внимания внеконкурсные спектакли 
двух театральных центров Акко и Шломи.
     “Мы спим” – очередной шедевр альтернативного ансамбля Дуду Мааяна, награжденного многими премиями фестиваля, создателя целой школы экспериментальной сцены, 
основанной на хирургическом вмешательстве в жизнь, как лечебный объект и субъект 
действия. На границе с Ливаном в абсолютно лишенном воздуха культуры городе  Шломи 
в максимально сопротивляющейся прозаической среде в огромном темном ангаре 
разместился бесстрашный коллектив, посвятивший себя профессиональному эксперименту, взрывающему окружающую обыденность и оцененному не только в Израиле, но и в 
Европе…На этот спектакль не было толп, но жаждущие добирались через полстраны 
в надежде на свободное место. Их было всего сорок. Каждый из зрителей попадал на 
узкую длинную скамейку, оформлявшую с двух сторон сцену дорогу…Под ней в темноте, освещенные фонариками двигались археологи, выискивая наши фотографии, вырезки из современных газет, обрывки голубого и оранжевого …Заканчивалась дорога подвешенным 
в “небе” огромным кругом – экраном, в котором отражался  любой свободный 
ассоциативный образ… Заявка на исследование подсознания современного 
израильтянина – была очевидным прологом. Сценограф Клаудио Адельберг вместе с постановщиком Пабло Зальцманом, примой Нетой Плоцки и остальными актерами разворачивали перед публикой аудиовизуальную картину наших страхов и надежд, как в потустороннем зеркале возникающих ночью в непредсказуемых снах. От иллюзий детства 
до продолжающихся споров с кредиторами, от путешествий в райском чувственном саду 
до разгона демонстрации пылесосом как оружием – актеры общались  сквозь дрему, 
пытаясь пробудить и в зрителе тайное и скрытое… Все мы – пассажиры одного корабля, 
имя которому – Земля. Огромный обвал воды вдруг захлестывал с экрана  зрителей, предварительно объединенных как на палубе общим канатом… Куда плывем, и есть ли предводитель, который знает путь?!  На высоте, как воплощение идеала мечтающих 
ночью женщин, раскачивался  в дреме в белом костюме спящий капитан. Ничто его не 
могло пробудить. Лишь “буря” и общий крик  заставили его вздрогнуть и раскрыть глаза на 
мир. Кульминацией действия стала тишина ожидания спасения. Вот сейчас он спустится 
и совершит нечто, что укажет путь и конечно же защитит всех от беды…
     Пабло Зальцман наслаждался паузой, создавая образ избалованного всеобщим 
вниманием и нежелающего просыпаться самодовольного ограниченного идеализированного  красавчика. Обозрев палубу своего “корабля” он неожиданно предложил всем очень “умное решение” станцевать ирландский степ… Увлеченные и одурманенные, завороженные и оболваненные все повторяют за ним “ноги” при бушующих волнах, захлестывающих 
корабль. Горький смех  раздается в зале, понявшем иронию авторов, осуждающих нашу 
любовь к духовной дреме, стадную жажду поводыря… Ибо нет его. Уставший от своей 
роли, “вождь” вдруг снова рухнул на вожделенную кровать и отключился в вожделенном блаженстве…Корабль остался один в открытом море и  пора просыпаться всем, чтобы не потонуть... Обновляющий аудиовизуальный праздник – новый спектакль ансамбля из 
Шломи еще раз доказал, что альтернативный театр –  действенное активное искусство, 
достойное всеобщего внимания, ибо касается каждого, кто еще живет…
     Напоминанием о скоротечности бытия был и спектакль из Акко “Эйха” Рои Рашкаса, основанный на реальной истории Моти Тамама, потерявшего во второй Ливанской войне 
своих близких…
     Автор и режиссер преобразил конкретные факты боли одного  в церемонию общего 
поминания и преображения… День национальной скорби 9 Ава совпал у Моти Тамама 
со смертью пятерых членов его семьи  братьев, сестры, родителей., когда  ракета попала в 
его шумный дом Он остался один, ибо это было время чтения в синагоге книги “Эйха” – 
плача о разрушенном Храме, который совпал с его собственным горем. Спектакль 
восстанавливал воочью остановившееся время…современной еврейской судьбы. 
На реках боли 
На ручьях слез
Там сижу, плачу .и вспоминаю 
В середине дней моих
Нашел я себя потерянным в  лесу как во тьме
И с зеркала смотрит на меня другой человек…
     В центре огороженной шнуром, как при взрыве, сцены одинокий  в талите на фоне 
обломков дома и часов без стрелок. За пределами ее – сидит рыбак(арт.Лито Зильберштайн), раздраженный чьими-то вздохами, разгоняющими улов… С самого начала спектакль разворачивается как битва равнодушного с искренним, циничного с сердечным, 
жестокого с добрым, зомбированного с умным, беспамятного с памятливым  слепого и 
наглого с прозревшим и тактичным и потому испытывающим на миру муки совести. 
Заглушаемая снаружи демонстративно барабаном, падающими камнями, криками улиц, со 
сцены как с бимы перед публикой как перед Арон кодеш развернулась исповедь покаяния 
перед мертвыми за то что не уберег, остался жив…Не в силах противостоять внешнему 
шуму раненный памятью падает уже без талита с красными – кровавыми огнями во рту, за которые его легко ловят как человека – рыбу… И покорно идет он за бездушным во всеобщее скоростное  забвение, но в последний момент, сбрасывает “крючок”, заставлявший его 
молчать, и снова прорвавшись к зрителям, спрашивает, как можно забыть детей под 
обломками?! И его тихий неподдельный “неактерский” голос пробуждал  в каждом желание 
счета с памятью, с реальной драмой, от которой невозможно спрятаться никуда…
     История Израиля касается каждого, и не только того, кто здесь живет – а что сделал я, 
чтобы это не повторилось? Это был не спектакль, а призыв к всеобщему покаянию, 
очищению и действию во ИМЯ, продолжавшимся и за пределами зала, где Моти Тамам 
прощался со зрителями и каждый мог обнять его, посочувствовать и со слезами прошептать 
о своем личном скрытом и публично  не реализованном и оттого продолжающем “стучать 
в сердце”…

     Нет будущего без прошлого, нет человека без памяти, нет государства, без связи с 
уроками вчерашнего дня… И настоящее искусство – тонкий баланс между человеком и и
сторией.  В поисках его рождается сценическая правда и подлинный успех… Об этом 
фестиваль альтернативного театра в Акко 2007. 

<.....................................>

_____________________________________________________________________________________________
Реклама от Яндекс