Для искомой нами науки мы должны прежде всего
разобрать, что прежде всего вызывает затруднения; это, во-первых, разные
мнения, высказанные некоторыми о началах, и, во-вторых, то, что осталось
до сих пор без внимания. А надлежащим
образом разобрать затруднения полезно для тех, кто хочет здесь преуспеть,
ибо
{18}
последующий успех возможен после устранения предыдущих затруднений
и узел
нельзя развязать, не зная его. Затруднение же в мышлении и обнаруживает
такой
узел в предмете исследования; поскольку мышление находится в затруднении,
оно испытывает такое же состояние, как те, кто во что-то закован,- в том
и в другом
случае невозможно двинуться вперед. Поэтому необходимо прежде рассмотреть
все трудности как по только что указанной причине, так и потому, что те,
кто
исследует, не обращая внимания прежде всего на затруднения, подобны
тем, кто не знает, куда идти, и им, кроме того, остается даже неизвестным,
нашли ли они то, что искали, или нет: это потому, что для такого человека
цель не ясна, тогда как для того,
кто разобрался в затруднениях, она ясна. Далее, лучше судит, несомненно,
тот, кто выслушал--словно тех, кто ведет тяжбу,- все оспаривающие друг
друга рассуждения.
Так вот, первое затруднение относительно тех
начал, которые мы разобрали
вначале, заключается в том, исследует ли причины одна или многие науки
и должна
ли искомая нами наука уразуметь только первые начала сущности, или
ей следует заниматься и теми началами, из которых все исходят в доказательстве,
как,
например, выяснить, возможно ли в одно и то же время утверждать и отрицать
одно
и то же или нет, и тому подобное. И если имеется в виду наука о сущности,
то рассматривает ли все сущности одна наука или несколько, и если несколько,
то
однородны ли они, или же одни следует называть мудростью, а другие
- по-иному.
И вот что еще необходимо исследовать существуют ли одни только чувственно
воспринимаемые сущности или также другие помимо них, и [если также другие],
то имеются ли такие сущности только одного вида или их несколько родов,
как
полагают те, например, кто признает Эйдосы, а также математические
предметы как промежуточные между Эйдосами и чувственно воспринимаемыми
вещами. Эти вот вопросы надлежит, как мы утверждаем, рассмотреть, а также
вопрос о том, касается
ли исследование одних лишь сущностей или также привходящих свойств,
которые
сами по себе им присущи. Кроме того, относительно тождественного и
различного, сходного и несходного, <одинаковости> и противоположности,
а также
предшествующего и последующего и всего тому подобного, что пытаются
рассматривать
диалектики, исходя лишь из правдоподобного, следует спросить:
какой науке надлежит рассмотреть все это? И далее, также относительно
привходящих свойств, которые сами по себе им присущи, не только что
такое каждое
из них, но и противоположно ли одному [лишь] одно. Точно так же, есть
ли
указанные выше начала и элементы роды или же они составные части, на
которые делится всякая вещь? И если они роды, то те ли, что как последние
сказываются о единичном (atomos), или первые, например, живое ли существо
или человек начало
и кому из них бытие присуще в большей мере по сравнению с отдельным
существом?
Но главным образом нужно рассмотреть и обсудить вопрос: имеется ли
кроме
материи причина сама по себе или нет, и существует ли такая причина
отдельно или
нет, а также одна ли она или имеется большее число таких причин? Также:
существует ли или нет что-то помимо составного целого (а о составном
целом я
говорю, когда что-то сказывается о материи) или же для одних вещей
существует, для других нет, и [в последнем случае] что это за вещи? Далее,
ограниченны ли начала по числу или по виду - и те, что выражены в определениях,
и те, что относятся к
субстрату, - а также имеют ли преходящее и непреходящее одни и те же
начала или различные, и все ли начала непреходящи или же начала преходящих
вещей
преходящи? Далее, самый трудный и недоуменный вопрос: есть ли единое
и сущее,
как это утверждали пифагорейцы и Платон, не нечто иное, а сущность
вещей, или
же это не так, а в основе лежит нечто иное, например, как утверждает
Эмпедокл,
дружба, а другие указывают: кто-огонь, кто-воду или воздух? И кроме
того, есть ли начала нечто общее или они подобны единичным вещам, и существуют
ли они в возможности или в действительности? И далее, существуют ли они
иначе, чем в отношении движения? Ведь и этот вопрос представляет большое
затруднение. Кроме того, есть ли числа, линии, фигуры и точки некие сущности
или нет, а если сущности,
то существуют ли они отдельно от чувственно воспринимаемых вещей или
же
находятся в них? По всем этим вопросам не тельно трудно достичь истины,
но и нелегко
{19}
надлежащим образом выяснить связанные с ними затруднения.
>
______________________________________________________________________________________
|