ДОЛГИЙ ПУТЬ В ХЕВРОН
Дней моих на Святой земле оставалось
немного, но их неподвластный нам поток зримо не приближал меня к священному
для христиан, иудеев и мусульман Хеврону, одному из самых древних городов
мира с гробницей Авраама и последней зеленой ветвью Мамврийского дуба,
протянутой к нашим апокалиптическим временам от начала Священной истории.
Напрасно, затемно выезжая из Горненского монастыря, трижды стояла я на
шоссе у стен старого Иерусалима, - один за другим проходили синие арабские
автобусы, но не было среди них хевронского; потом кто-нибудь произносил:
«волнения», «интифада», и становилось явным, что ждать в этот день нечего,
и неизвестно, когда можно чего-нибудь ждать.
На четвертое утро, уже отчаявшись, я вдруг
поймала пустое маршрутное такси. В Хевроне стреляли, по невнятным слухам,
убили еврейскую семью, но ни английских, ни тем более арабских или еврейских
газет я не читала, а жаркие дни с привычной сутолокой иерусалимских улиц
вытесняли всякую тревогу.
Поплыли мимо выжженные холмы с пластами известняка,
каменными кубиками домов и ломаными линиями оград из того же камня - монотонный
сухой пейзаж. Всматриваясь в даль между холмами, надеялась я хоть мельком
увидеть три нисходящие уступами цистерны, некогда окруженные садами, -
остатки прудов Соломона, и в памяти, как заклинание, повторялись строки
из Песни Песней:
О, ты прекрасна возлюбленная моя, ты прекрасна!
...Запертый сад - сестра моя, невеста,
заключенный колодезь, запечатанный источник:
рассадника твои - сад с гранатовыми яблоками,
с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица
со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами;
садовый источник - колодезь живых, вод и потоки с Ливана...
Как гимн божественной любви раскрывает эту
книгу тайн один из ранних святых отцов, как прообраз соединения души с
Небесным Женихом, ее бесконечного устремления к познанию Бога, сладчайшее
страдание, мистический брак. Это к нашей спящей душе взывает голос Любящего:
Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя,
выйди! Вот зима уже прошла, дождь миновал, перестал; цветы показались на
земле; время пения настало...
Окаменевшая земля вокруг прорастает стихами
Священного Писания, и если бы можно было исходить ее всю, воскрешая образы,
отраженные один в другом, бездонные, как колодцы живых вод...
Но иссякла вера, разрушены водопроводы, соединявшие
сады с резервуарами под Иерусалимским храмом, пруды заросли кустарником
и чертополохом, высохли шафран, и нард, и мирра. Люди перестали пить из
потоков благословения, и вместо живой воды льется на землю кровь.
Вдали показались дома Хеврона. И вдруг случилось
нечто, требовавшее оправдания, объяснения, но исполненное без единого слова:
шофер резко развернул машину, хотя на шоссе не было никаких признаков поворота,
и, задев меня локтем, распахнул дверь с моей стороны. Жест был грубо однозначен,
- мне оставалось только расплатиться и выйти. Машина въехала на ленту зелени,
разделявшую встречные полосы шоссе, пересекла ее и покатила в сторону Иерусалима.
Улица, на которой я вскоре оказалась, была
мертва:
запертые ставни, опущенные жалюзи, металлические завесы на витринах,
замки на дверях... Ветер шевелил бумажный мусор на тротуаре, и это было
единственное движение, бесшумное, как в тяжелом сне. Потом из перспективы
слепых домов пробежала большая собака, будто спасаясь от погони. А в разрыве
каменной ограды появилась голова старого араба, и даже когда меня заслонил
угол дома, я еще чувствовала затылком пронзительный взгляд, направленный,
как черное отверстие двустволки. Я обернулась: никого не было, только защитного
цвета джип медленно ехал за мной вдоль тротуара, другой, такой же открытый
с боков, надвигался навстречу, на его подножке стоял солдат с автоматом.
Трое рослых парней в военной форме выпрыгнули из машины и преградили мне
путь.
- Откуда вы? - спросил один по-английски.
- Из России... - ответила я, не ожидая от
них ничего плохого. - Доброе утро.
- Куда идете?
- В русскую церковь.
- Где это? На какой улице?
Улицы я не знала. Обычно из монастыря паломников
отправляли группами на машине; а мне советовали добраться до города и спросить
русский храм или «абуну Джорджа». Но это были еврейские солдаты, равно
далекие от христианства и мусульманства. И даже когда я заговорила о гробнице
Авраама, они смотрели с недоумением.
- Теперь это невозможно... Как вы сюда попали?
- Приехала на машине.
- Садитесь в машину и поезжайте назад.
- Машина уже уехала назад.
- Вы что, ничего не понимаете? - Солдат похлопал
ладонью по автомату, висевшему у него на груди. - В городе военное положение,
на улицах стреляют... Идти вперед опасно.
- Тогда и назад опасно? И я не дойду тридцать
шесть километров до Иерусалима... Куда же мне деваться?
Он пожал плечами.
- Можно мне пойти в русскую церковь? Это километрах
в двух от центра... надо у кого-нибудь спросить.
- У кого? - солдат бросил взгляд в сквозную
перспективу улицы.
- Может быть, вы могли бы меня подвезти? -
осенила меня робкая русская надежда, как если бы это был не военный патруль,
а попутный газик в нашей провинции.
Ничего воинственного солдаты не проявляли,
но и дружелюбия не было заметно. Один из них выдернул антенну радиотелефона
и стал быстро говорить с кем-то, очевидно, с начальством и обо мне. Потом
присел на край тротуара и закурил, другие разместились в машине. Какое-то
решение было принято, и я посматривала по сторонам, не зная, откуда ждать
своей судьбы. Наверное, кто-нибудь приедет и отвезет меня в церковь, -
без какого-либо разумного основания подумала я: предположить, что попасть
туда не придется, я не была способна.
Легковая машина осторожно двигалась мимо патруля
в сторону Иерусалима. Солдат поднял руку, обменялся с арабами в машине
несколькими словами. Потом махнул мне рукой и, распахнув дверь, предложил
сесть на заднее сидение.
- Мы едем в Иерусалим? - не сразу поверила
я в очевидное.
- Вы едете в Иерусалим, - ответил сидевший
за рулем, не оборачиваясь, - а мы в другом направлении... подальше от патрулей.
Озадачив меня и не дождавшись ответной реакции,
- я еще не понимала, на что можно надеяться, и машинально нащупала ручку
дверцы - не пришлось бы выбрасываться на ходу, - он на мгновение обернулся
с полуулыбкой:
- Вас высадим на шоссе, где машины ходят.
А если доберетесь благополучно до Иерусалима, там и пойдите в церковь...
- Там я часто бываю...
- Пойдите поблагодарить Бога... Сегодня на
улице убили троих. Пуля не выбирает... Или вы хотели упокоиться рядом с
Авраамом?
Наверное, тень страха запоздала и уже не успела
коснуться меня. Можно было мысленно посмеяться над своим безрассудством.
Можно было, действительно, благодарить Бога за избавление от опасности,
которую я не заметила, поглощенная своим устремлением. Но с еще большим
чувством я просила Его устроить так, чтобы я опять попала в Хеврон: я не
надеялась, что когда-нибудь еще удастся добраться сюда из России.
Через несколько дней, уже приехав попрощаться
в Гефсиманский монастырь, я встретила в храме иеромонаха Иоанна, вместе
с которым месяц назад мы восходили на пик Моисея.
- Поднимались на Синай снова? - спросил он
с интересом.
- Да... На этот раз днем.
- Одна?
Я кивнула.
Мне и хотелось повторить восхождение при свете
дня. По воскресеньям туристов не водят, и я была одна на всем обозримом
пространстве. Хорошо было не спеша подниматься по высеченным в камне ступеням,
узнавать места наших ночных стоянок, находить прорисованные на тверди багровых
скал черные веточки «неопалимой купины». Хорошо было стоять, глядя вниз
на раскрывающуюся долину, на облачко зелени в расщелине - заброшенный за
хребет Хорива скит. После трех часов подъема снова распахнулась с вершины
Синая беспредельность каменистой пустыни - изломанная, вздыбленная, безжизненная
и безмолвная горная даль. Что было мне в этой безмерности? И почему я видела
ее будто впервые? Или душа способна к глубокому созерцанию только наедине
с миром, - тогда она проходит сквозь внешний слой впечатлений, забывает
себя, погружаясь в его бездонность, в ней отражаясь, и бездна бездну
призывает голосом водопадов Твоих?
Что там дальше в псалме?
...Все воды Твои и волны Твои прошли надо
мною.
- Но и когда мы вместе поднимались, было хорошо...
- сказала я в утешение отцу Иоанну, не совершившему этот путь в одиночку.
- Потому что это было впервые.
- А что теперь? Скоро уезжаете?
Я рассказала, как не хотелось уезжать, не
попав в Хеврон, и как вооруженные силы выдворили меня за его пределы.
- Я буду служить там на престольный праздник...
- как бы вне связи с моей историей сообщил отец Иоанн, - левый придел посвящен
святителю Николаю. Наши монахини тоже собираются ехать.
- Можно мне с вами?
- Если в субботу часам к двенадцати вы будете
здесь.
- Я буду...
В нечаянной радости я и не вспомнила, что суббота
- день ветхозаветного покоя, и мне предстояло пройти километров десять
пешком, потом пересечь новый город и обогнуть крепостную стену старого.
Время от времени я пыталась остановить то машину скорой помощи, то полицейскую
машину, но заметного успеха не имела. И все-таки даже на полчаса раньше
завершила я этот переход - из Горненского монастыря Московской патриархии
в монастырь Русской Зарубежной Церкви - по опустевшему и безлюдному Иерусалиму,
напомнившему Хеврон на военном положении. Интересно, чем занимались там
в этот день израильские солдаты?
Субботний покой не распространяется на арабских
водителей и пассажиров. Мы вошли в уже заполненный автобус, и молодой араб
охотно поменялся с отцом Иоанном, уступая место рядом со мной.
Отец Иоанн сидел у окна, несмотря на жару
- в рясе, в которой всегда выходил в город, и надвинутой до бровей вязаной
черной шапочке, похожей на скуфью. Как он оказался в Иерусалиме? За каждым
русским на чужой земле проявлялась изломанная линия судеб, и за них в душе
моей накопилась и все нарастала давняя боль. Размещенные по разные стороны
провала, разделившего нашу церковь, мы были словно без вины виноваты друг
перед другом, и сейчас - потому что однажды мы уже прошли вместе до вершины
Синая, - это создавало незримую связь. Обычно это отчуждало; или - одно
неосторожное слово, и связующая нить рвалась.
География скитаний предков и самого отца Иоанна
охватила три континента. Дед его был капитаном флота в Белой Армии и ушел
из Крыма вместе с генералом Врангелем. Отец родился еще в Севастополе,
мать - в Югославии; там они встретились двадцать лет спустя и вместе отправились
в Австралию.
- Я родился в Сиднее. До двадцати шести лет
работал инженером на строительстве в Южной Африке, прожил год в Намибии.
Но уже читал Добротолюбие... и, хотя были и соблазны, жил почти по-монашески.
- Почему? Вы росли в православной семье?
- У меня есть немецкая кровь, но семья - традиционно
православная. И весь уклад жизни сохранился русским - ходили в церковь
в Сиднее, говели, на Пасху красили яйца и пекли куличи. Вы знаете, многие
русские чувствуют себя чужестранцами даже через два поколения. Я ниоткуда
не эмигрировал, но от начала осознания себя это было задачей - обретение
корней... Моя мать ездила на Святую землю, даже в Хеврон. Там служил тогда
отец Игнатий: в тридцать лет он стал священником в России, но ушел вместе
с немцами. Правда, что всех, кто был в зоне оккупации, потом ссылали? -
этого мой разум не вмещает...
Мой не вмещал бы тоже, если бы десятилетиями
не заставляли нас вмещать абсурды и ужасы нашего бытия, уже не содрогаясь.
Отец Иоанн говорил быстро, нервно, будто с
усилием прорывая плотину давнего молчания.
- В Мюнхене он стал иеромонахом Русской Зарубежной
церкви. А в Хеврон приехал вместе с отцом Георгием, - вы увидите его...
- Абуна Джордж?
- Так его зовут арабы... Георгий был и в немецком
плену, и, говорит, в партизанах... теперь ему под восемьдесят лет. А отец
Игнатий умер в девяносто. Вот моя мать его еще застала и очень расположилась
к нему душой; исповедовалась, ему обо мне говорила, мне - о нем, советовала
повидать, пока старец жив. Так я попал в первый раз в Хеврон...
- Тогда еще проходили в Европе, потом в Америке
съезды Русского христианского движения... Мы с другом и сестрой Мусей отправились
из Сиднея в Сан-Франциско на съезд. Я впервые услышал иеромонаха Серафима
Роуза: он говорил о России и конце мира. На нас это произвело такое впечатление,
что мы поехали в скит в Платине, где он жил... Купили старую машину, прибыли
в дни памяти преподобного Германа Аляскинского... Провели там высоко в
горах, в лесу три недели и вспоминали их, как дар Божий. Вы знаете Серафима
Роуза?
- По книгам... и фотографиям с сиянием в глазах.
Есть слова у митрополита Антония Блума, что человек не поверит в Бога,
пока не увидит на чьем-нибудь лице сияние вечности. Мне казалось, что иеромонах
Серафим из тех, на чьих лицах можно увидеть это сияние...
- Да, впечатление было огромное... Он знал
основные древние языки - еврейский, китайский, хинди - и восточные религии,
но как высшее откровение принял православие; русским владел, как родным,
хотя был американец. Но поражал сам его образ - аскетизм, кротость, смирение...
открытость для общения и глубокая сосредоточенность, непрестанная Иисусова
молитва, даже при разговоре... А уединялся он для молитвы и работы над
своими книгами в келлейке из досок на горе - в скиту «Дивеево», без отопления,
без электричества, без воды... издавали они книги вручную, на самой примитивной
технике. Он говорил, что уже позже, чем нам кажется, и спешил приводить
к Истине. Десятки людей приезжали, чтобы увидеть, а уезжали уверовавшими
и даже крещеными. Я уже поскитался по Америке; и был разительный контраст
между пресыщенностью, свободой для пороков и страстей - и отвержением всего
этого, полной обращенностью к духу в ските... два полюса жизни. Умер он
в сорок семь лет - через год после того, как мы виделись... Умер от слишком
строгих постов, от тяжелой болезни желудка... оттого, что никогда не лечился
по бедности монастыря, и привезли в больницу, когда было поздно...
Подъезжали к Хеврону, - на этот раз я не заметила
дороги.
- А в моей жизни к тому времени как будто
произошла кристаллизация насыщенного раствора, довольно быстрая... Совершился
главный выбор... хотя надо было найти точку приложения выбора, - но это
случилось как-то уже само по себе. После Платины мы с другом и Мусей еще
поездили, посетили женский монастырь в Канаде, скит у Эдмонтона, встречались
с богословами. Сестра и друг вернулись в Сидней, а я провел еще две недели
в Джорданвилле. Потом приехал туда снова, поступил в семинарию и ее окончил.
В Джорданвилле и принял постриг...
>
______________________________________________________________________________________
|