.
АНРИ ВОЛОХОНСКИЙ
 

ЗАРЕЧНЫЙ ПРАВЕДНИК
(по рассказу учителя Нахмана)

       Либретто оперетты

Действующие лица:
Учитель
Его Сын
Двое, соученики
Встречный-поперечный

     Некий Учитель, человек благочестивый, но простоватый, с нетерпением ожидал явления Помазанного. Время 
от времени он выкрикивал:

Учитель: Когда придёт Помазанный?
                Когда придёт Помазанный?
                Когда придёт Помазанный?

     Однажды он услышал звук своего собственного внутреннего голоса, который, казалось, сообщил, что надежду следует ему возлагать на Сына, который был молод, но, хоть и нездоров, весьма силён в учении. 
     Между тем Сын изучал Закон. Он обратил внимание, что эта Книга начинается с буквы БЕТ и глубоко 
задумался. Тут появились его соученики, Двое – Первый и Второй, распевая насмешливые стихи об Учителе.

Первый: На лысине учителя орехи б нам колоть.
Второй: Да жарить рыбу гладкую, да что-нибудь молоть.
Первый: По лысине учителя горошину катать.
Второй: Хлопушками-вертушками макушку щекотать.
Первый: Под лысиной учителя лишь яхонтовый пар.
Второй: Горит-сияет золотом, как медный самовар.

     Пришёл и Учитель. Все смолкли и сели его слушать.

Учитель: Начнём урок.
                Вначале сотворил Бог...
                Н-нда, начинаем урок...
                Какая у нас первая задача?
Первый: Понять, каким путём образовалась миросдача.
Учитель: Ну, хорошо. А ты теперь скажи, что это значит?
Второй: На т тебе любой ответ маячит.
              Это ведь что значит, так то оно и значит.
              «Образовалась» означает «взлась»,
              «Взялсь» это когда её берут,
              А «миросдача» это мира зданье,
              Строенье высотой в три этажа.
Учитель:  Да, правда, руку к сердцу приложа...
                 Нет, нет...
                 Здесь лучше придумать что-нибудь совсем фантастическое...
                 А ты, мой Сын,
                 Не можешь ли сказать,
                 Какая самая у нас тут первая задача?
                 И что «взялсь» и чем «его берут»?
                 Сын: Кого – «его»? И где «его» берут?
                 Ведь сам ты говорил, что в нашей Книге
                 Сперва стоит «вначале», с буквой «Бет»,
                 Потом стоит, что «сотворил» вначале,
                 И это слово тоже с буквой «Бет»
                 В начале. Следует затем лишь «Бог»,
                 И здесь идёт (вначале) буква «Алеф».
Учитель:  Да, твой ответ совсем не так уж плох...
Сын:  А значит Бог, а Он есть Алеф,
           Началом сотворён, которое есть Бет.
           Ведь Он же – не в Начале,
           Поэтому Начало
           Должно предшествовать.
           Таков ответ.

     Выслушав слова Сына, Учитель подумал, что тот уже достиг чего-то вроде Второго Неба, и что хорошо бы 
ему встретить Праведника, который имеет сведения о Небе Первом, о высшем, и ушёл снова поразмыслить об услышанном. 
     А между тем соученики тоже принялись уговаривать Сына найти этого Праведника, тогда, дескать, и 
Помазанный явится. Сын же затосковал, всей душою чувствуя нездоровье. И Первый сказал ему:

Первый: Вообще-то помочь тебе можно,
               Нужно только действовать осторожно...
               Там, вдали, там, за рекою...
Сын: За какой такой рекой?
Первый: За большой такой рекою,
                Да, за небольшой рекой...
Сын: Что же там за этой самой
          Небольшой большой рекой,
          Где куда подать рукою,
          Не одной одной рукой?
Первый: Кратчайше высказываясь, там имеется Праведная Личность.
                 Серьёзный человек. И денег не берёт.
                 К нему направишься,
                 Тогда поправишься,
                 Пройдет тоска
                 И будущее станет, словно гладкая доска.
Сын: Где же он, где этот Праведник?
Первый: Не за дальним, не за морем,
               И не где-то там, а здесь,
               Здесь, за этой малой речкой,
               В дальней комнате за печкой.
               А на небо он возносится.
Сын: Неужели он возносится?
Первый: Да, несётся и возносится.
На самое Первое Небо возносится
                И не превозносится.
Сын: Я на Втором только Небе бывал.
          Но там никого не видал.
Второй (поёт):  На Небе на Первом растёт голубой абрикос.
                           На Небе Втором качается белый кокос.
Сын:  Пойду к отцу.
           Скажу, чтобы меня отвёз.

     И он пошёл к Учителю в его комнату для занятий. А тот всё продолжал вопрошать о Помазанном.

Учитель: Когда придёт Помазанный?
                Когда придёт Помазанный?
                Когда придёт Помазанный?
Сын: Вот он – я.
Учитель: Да, это ты. Но ты ведь не Помазанный...
Сын: Да нет, я не Помазанный.
Учитель: Да нет, ты не Помазанный!
Сын: Когда ж придёт Помазанный?
Учитель: Нельзя об этом спрашивать.
                Необходимо ждать...
Сын: Я вовсе не могу.
Учитель: Но это надо, надо.
Сын: Я вовсе не хочу.
Учитель: Но это нужно, нужно.
Сын: Я вовсе не желаю.
Учитель: Но как же ты без этого?
Сын: Я даже и не буду.
Учитель: Но может быть ты всё же...
Сын: Не буду даже пробовать.
          Не стану и пытаться.
Учитель: А как тут быть? А как тут быть?
Сын: Есть говорят такой великий Праведник.
Учитель: Да, много говорят.
Сын: Такой великий Праведник.
Учитель: Да, могут говорить.
Сын: Он живет недалеко,
          Там, за ближнею рекою,
          Недалёкою рекой,
          Где куда подать рукою,
          Где куда подать рукой.
          За речкой.
          За печкой.
Учитель: О сын мой, сын! Как много суеверий!
                Как много есть лжецов, обманщиков, которые хотят завоевать внимание разными 
                недостойными средствами!
Сын:  Давай, поедем к Праведнику.
           Ведь говорят, что он
           Бывал на высшем Первом Небе!
           Так и говорят...
Учитель: Ах, много, много говорят.
Сын: И денег не берёт.
Учитель: Да, могут, могут говорить.
Сын: Поедем, поедем, поедем!
          Учитель: Послушай, сын мой!
                          Мы здесь живём и будем обитать,
                          Пока не явится, пока не откроется, пока не придет...
Сын: Помазанный!
Учитель: Помазанный!
Сын: Помазанный!
Учитель: Да, Помазанный.
Сын: Вези меня скорее.
          Скорей вези меня.
          Это здесь же, за рекою,
          Где куда подать рукою.
          Не то уж злой недуг меня настиг!
Учитель: За рекою за такою, где куда подать рукою.
Сын: Поедем, поедем, поедем.
Учитель: Поедем, поедем, поедем!
Сын: Ах, злой недуг!
Учитель:  Поедем, поедем, поедем!
                 В конце концов поедем.
                 Поехали.
Сын: Поехали, поехали, поехали, поехали, поехали...

     Они выкатили экипаж и направились за реку, к Праведнику. Сын, болея, лежал в коляске, Учитель сидел на 
козлах, вместо кучера, а Двое следовали за ними бегом.

Первый: Поехали!
Второй: Поехали!
Учитель: Поехали!
Сын: Увы мне! Увы мне!
Учитель: Поехали!
Сын: Увы мне! Увы мне!
Второй: Поохали!
Первый: Поахали, да всё и проохали.
               Увы мне, да увы мне.
Учитель: Едем, так едем.
                Едем как едем.

     Но скоро коляска завязла в грязи.

Второй: Неужто мы увязли?
Сын: Завязли, завязли!
Второй: Неправда, мы увязли!
Сын: Завязли, завязли!
Второй: Увы мне, увы мне!

    Пока эти причитали, Учитель и Первый соученик разгребли грязь, и все поехали дальше.

Учитель: Вот так мы едем к Праведнику.
Сын:  Скорее, прямо к Праведнику.

     Тут перед ними возникла куча мусора.

Учитель: Объедем эту кучу.
Сын: Сейчас, вдоль этой кучи.
Первый: Проедем, объедем, никогда не доедем.
Второй: Увы мне, увы мне!
Учитель: Скажи, чего ты хочешь?
Сын: Только б мне его увидеть.
          Только б мне его услышать.
          Руку взять, поцеловать...
          Ах, плохо мне!
Учитель: Ах, право же...
Сын: О, горе мне, увы мне, увы мне!
Второй: По хламу-хламу катимся, катимся, катимся,
              По лужам, по отбросам, по медным купоросам.
Учитель: По шлаку, по гравию, по мелкому песочку.
Второй: Скользко-то бежать мне, скользко-то бежать!
Первый: По мылу, по пене, по мыльным пузырям!
Сын:  Увы мне, увы мне!
           Гнетёт меня недуг мой!
           Гнетёт меня мой скверный...
Учитель: Какая скорбь! Увы! Вот-вот
                Колесо-то потеряем!
Первый: Потеряли, потеряли, колесо-то потеряли.
Второй: Колесо-то, колесо-то потеряли, потеряли.
Сын: О горе мне! Увы мне! Недуг мой!

     С потерей колеса коляска остановилась.

Первый: Без колеса-то как поедешь?
Учитель: Да право и не знаю.
Первый: На трёх ли? На двух ли?
Учитель: Ей-ей да и не ведаю.
Первый: А на одном, последнем,
               Не выйдет, не выйдет.
Второй: На двух-то ведь можно.
Сын: Увы мне, недуг мой!
Учитель: А ну, снимайте третье!
Сын: На Третьем ты бывал ли?
Учитель: Снимайте третье, так говорят вам!
Первый: Снимаем, снимаем...
Второй: Снимаем, поднимаем...
Сын: О злой недуг мой!
          О злой недуг!
Учитель: Но когда же придёт мой Помазанный?
                Коляску не уроните!

     Двое двинулись вперёд, поддерживая экипаж и не давая ему упасть. Сын в полном отчаянье лежал, Учитель продолжал править лошадьми, а коляска двигалась замедленно.

Первый: Но я же говорил, говорил, говорил...
Второй: Да, не молчал, не молчал, не молчал...
Первый: А что я говорил, говорил, говорил...
Второй: Уж лучше бы молчал, да молчал, да молчал...
Первый: Вот так оно всегда, да всегда, и всегда...
Второй: А кабы никогда и нигде никуда...
Сын:  Увы мне, увы мне, увы мне, увы мне, увы мне...
           О горе мне, о горе мне, о горе мне, о горе мне!

     Между тем они приближались к реке.

Первый: Вижу-вижу реку я, реку я, реку я!
Второй: Ничего не вижу я, никакой реки...
Первый: Вижу реку, вон она, вон она, вон она!
Второй: А вот тебе и нет её, нет её, нет её!
Учитель:  Смотрите, вон река,
                  А поперёк положен мост.
Сын:  Да разве это мост?
Учитель: По-моему так мост.
Второй: По-моему там хвост.
Первый: Так мост там или хвост?
Второй:  Не то мост с хвостом,
               Не то хвост с мостом.

     Они въехали на мост.

Учитель:  Прекрасный, новый, крепкий, прочный деревянный мост.
                 Едешь по нему с полной уверенностью,
                 Знаешь, что он
                 Никогда не сломается.
                 Как полагается.
                 Коляска трясётся,
                 Кости стучат,
                 Зубы стучат,
                 Коляска несётся,
                 Мост не ломается,
                 Всё как полагается,
                 Едем и едем,
                 Скоро доедем,
                 Нескоро приедем.
Сын:  К Праведнику, к Праведнику, к Пра...

     Они подъехали к противоположному концу моста, и тот рухнул. Все четверо оказались в воде у берега.

Первый: Тонем!
Второй: Тону!
Первый: Мы то-о-нем!
Второй: Тону-у!
Учитель: Кричите, не орите, ничего не повторите!
Сын:  Увы мне, увы мне, увы мне, увы мне!
Первый: Помогите!
Второй: Спасите!
Сын:  Дно под ногами!
           Идём к Праведнику!

      Сын упал в воду и захлебнулся. Однако друзья помогли.

Учитель: Хватайте его, спасайте!
Первый: Ногами, ногами!
Второй: Обеими, обеими!
Первый:

Всеми сразу!
Учитель: Выбрались!
                 Мы выбрались на берег.
                 Теперь вам длжно сохнуть.
                 А я пойду вперёд и разузнаю
                 О продолженьи нашего пути.

     Учитель пошел на тот берег реки в поисках кто бы указал ему дальнейшую дорогу. А там разгуливал Встречный-поперечный и распевал. Вид у него был здоровый, весёлый и наглый.

Встречный: Одна квадратная ладонь нагого тела,
                     Чего дрожала, зачем потела?
                     Одна квадратная ладонь нагого тела,
                     Ведь ты равна всеобщей наготе.

                     Одна квадратная ладонь нагого тела,
                     Где ты лежала, чего хотела?
                     Одна квадратная ладонь такого тела –
                     Она равна – полнейшей наготе!

                     А если мы возьмёмся за срамные части,
                     В прелестном месте, в малейшей части,
                     А если мы возьмём рукой срамные части,
                     К несчастью выйдет – та же нагота!

                     А если мы словно с небес услышим голос
                     И выйдет волос, один лишь волос,
                     Ведь вот вопрос: как посмотреть на этот волос –
                     Учил-учил учитель Аббаху!

     Подошёл к нему наш Учитель.

Учитель: Я слышу, кто-то напевает.
                 Скажи мне, добрый человек...
Встречный: Ну, что же, что тебе сказать?
                     Что я тебе скажу?
                     Что ты мне скажешь?
Учитель: Что я скажу тебе?
                И что тебе сказать?
                Мы ехали, пока не отскочило,
                Да, отскочило колесо от нас.
                А дальше мы поехали без двух
                Колёс, вприпрыжку,
                С малыми такими
                И частными подробностями,
                А когда достигли
                До вашего – тут рядом, здесь – моста,
                С него мы в воду рухнули:
                Под нами развалился,
                Исчез в небытии тот мост,
                И вот, я, вот он я, я вот,
                А прочие там мокнут.
                То есть я так хотел сказать –
                А прочие там сохнут.
Встречный: А сам-то ты уж сух ли?
Учитель: Да где там!
Встречный: Так раздевайся!
Учитель: Что ты, что ты!
Встречный: Так раздевайся!
                     Ты же весь продрог!
                     И пропотел насквозь!
Учитель: И правда, я весь влажный.
Встречный: Кто ж там с тобою, те,
                     Что – ты говоришь – мокнут?
Учитель: Двоих учеников с собой я взял...
                Второго и Первого...
Встречный: Двоих, ты говоришь?
Учитель: Не двух, а трёх.
Встречный: И колесо – ты говоришь – слетело?
Учитель: Оно отпрыгнуло.
                Сперва заехали мы в грязь.
                Потом колеса укатились.
                А перед этим рухнул мост.
                Затем. После того.
Встречный: Несчастье! Ах, несчастье!
                     Не повезло же вам!
Учитель: И сын мой с нами, третьим.
               Он болен да ещё и вымок.
Встречный: Надо ж! Больной сын вымок.
Учитель: Больной сын вымок!
Встречный: Куда же ты со всеми
                     Со всеми ими тянешься куда?
Учитель: Сюда приехал.
Встречный: А теперь обратно хочешь?
Учитель: Нет, нет, нет, нет! Хочу я дальше, дальше!
Встречный: Дальше-то куда же?
Учитель: Я к Праведнику, к Праведнику, к Праведнику!
Встречный: К какому «Праведнику»?
Учитель: К самому праведному Праведнику, к дивному, совершенному, к Святому Светочу, 
                 который даже денег не берёт!
Встречный: Денег не берёт!
                     Вот диво, право!
                     И не даёт и денег не берёт!
                     Иль, может быть, даёт?
Учитель:  Такого не слыхал.
Встречный: А сам-то ты-то его хоть знаешь?
                     Иль только что-то слыхивал о нём?
Учитель: Я слышал.
                О нём все только говорят и говорят:
                Высокий ум и честен без упрёка,
                Бывал на Первом Небе,
                Денег не берёт.
                Затем мой сын к нему всё так и рвётся.

     Но Встречный-поперечный сам стал говорить, что знает этого Праведника, что никакой он не праведник, 
а самый обыкновенный обманщик. Сказал, что ханжа, на Первом Небе никогда не бывал, откуда только 
берутся такие рассказы, и много другого.

Встречный: Одно присловье: «Праведный да Праведный»...
                     Эх, милый человек!
                     Катился б ты себе обратно!
                     И денег не берёт...
                     Причём тут деньги?
                     Нет-нет, не стит,
                     Право же, не стит.
                     И сын твой, видишь, болен.
                     Вдруг помрёт?
                     Езжай-ка, милый человек, домой,
                     Сиди себе там тихо
                     И жди Помазанного!
                     Или нет, не жди.
                     Словом, живи, как хочешь.

     И Учитель в смущении удалился. Между тем на берегу около развалин моста и обломков коляски сохли 
Ученики. Рядом лежал больной Сын, испуская громкие стоны.

Сын: О драгоценнейший Праведник!
          Ты ведь на Небе бывал,
          На том, высочайшем, на Небе Седьмом, или Первом.
          Всё-то ты ведаешь, всё,
          И ничто от тебя не сокрыто.
          Я же, хотя и бывал на Втором,
          Понимаю значительно меньше.
          Горе, увы мне, недуг мой!
          Когда я был там,
          Душа моя лишь по тебе тосковала.
          Как бы увидеть тебя...
          Мы б посмотрели друг другу в глаза,
          Ты бы понял меня,
          Я бы понял тебя.
          И тогда, о тогда...
          Но кто может об этом сказать...
          Может быть бы явился Помазанный,
          Тот, которого ждёт мой отец.

     Вбежал Учитель.

Учитель: Обман и шарлатанство!
                Домой, домой! Немедленно домой!
                Чините мост, коляску составляйте,
                И все – домой, немедля!
                Незамедлительно! Минуты не теряйте!
                Берите брёвна, доски, гвозди и болты!
                Стропила тоже. Рейки, рейки.
                Ещё колёса! Сколько там колёс?
                Все вымокли. Мы следуем к врачу!
                Да, к доктору! И к лекарю! К целителю!
                Немедленно, сейчас, незамедлительно.
                Как заблуждаться можно было так?
Сын: Недуг мой! О болезнь моя!
          И к Праведнику, о, желаю я!
Учитель: Домой!
Сын: Ой!
Учитель: Домой!
Сын: Ой! Недуг мой!
Учитель: Мой!
Сын: Ой!
          К целителю! Я просто помираю...
Учитель: К целителю!
                 Едем незамедлительно!
                 Что с тобой?
                 Да что с ним? Умер? Умер? Умер!!!
                 Увы мне! Горе мне!
                 Он умер-умер-умер!

     И когда он так жалобно восклицал, ему померещилась в огненном облаке душа новопреставленного Сына, 
которая требовала всё же добраться до Праведника. Учитель побежал назад, на тот берег реки, где, помахивая 
хвостом, разгуливал Встречный-поперечный.

Учитель: К Праведнику!
                К Праведнику!
                Немедля!

     Встречный-поперечный ответил ему птичьим пеньем дрозда:

   Трио. Трио. Трио.
   Квартет. Квинтет.
   Квартет. Квинтет.
   Трио. Трио. Трио.
   Секстет. Септет. Октет
   Но нет...
   Но нет!

     Учитель же всё продолжал спешить к Праведнику. Тогда Встречный-поперечный вновь обрёл способность изъясняться по-человечески.

Встречный: Постой, постой дорогой мой!
                     Куда бежишь?
                     Зачем спешишь?
Учитель: Бегу, пусти,
                Дай пройти!
Встречный: Уж кто не умер ли?
Учитель: Да, умер, умер, умер...
Встречный: Ах, умер...
Учитель: Умер. 
                Скончался сын мой.
                Умер. Его уж нет!
Встречный: Ну, если нет,
                     Так значит не увидит Праведника.
                     Не посидит с ним, не поговорит.
                     И мысли-чувства с ним не разделит.

                     И, ведь, Помазанный тоже не явится.

                     Конечно, теперь ты можешь пройти к Праведнику. 
                     Пожалуйста, вон туда!

     И он показал рукой, в каком направлении.

                                      Конец

____________
<...........>
<
_____________________________________________________________________________________________