Совершенно очевидно, что необходимо приобрести
знание о первых причинах:
ведь мы говорим, что тогда знаем в каждом отдельном случае, когда полагаем,
что
нам известна первая причина. А о причинах говорится в четырех значениях:
одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи [ведь каждое
«почему» сводится в конечном счете к определению вещи, а первое «почему»
и есть причина
и начало); другой причиной мы считаем материю, или субстрат [hypokeitmenon);
третьей-то, откуда начало движения;
{4}
четвертой - причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего»,
или
благо [ибо благо есть цель всякого возникновения и движения). Итак,
хотя эти
причины в достаточной мере рассмотрены у нас в сочинении о природе
все же привлечем также и тех, кто раньше нас обратился к исследованию существующего
и размышлял об истине. Ведь ясно, что и они говорят о некоторых началах
и
причинах. Поэтому, если мы разберем эти начала и причины, то это будет
иметь некоторую пользу для настоящего исследования; в самом деле, или мы
найдем какой-нибудь другой род причин, или еще больше будем убеждены в
истинности
тех, о которых говорим теперь.
Так вот, большинство первых философов считало
началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят
все вещи, из чего как первого
они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются,
причем
сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, - это
они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто
не возникает и не исчезает, ибо такое естество [physis) всегда сохраняется;
подобно тому как и про
Сократа мы не говорим, что он вообще становится, когда становится прекрасным
или образованным, или что он погибает, когда утрачивает эти свойства,
так как
остается субстрат - сам Сократ, точно так же, говорят они, не возникает
и не
исчезает все остальное, ибо должно быть некоторое естество - или одно,
или
больше одного, откуда возникает все остальное, в то время как само
это естество сохраняется.
Относительно количества и вида такого начала
не все учили одинаково. Фалес - основатель такого рода философии-утверждал,
что начало-вода (потому он и
заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть
может,
пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает
из влаги
и ею живет (а то, из чего все возникаете - это и есть начало всего).
Таким образом,
он именно поэтому пришел к своему предположению, равно как потому,
что
семена всего по природе влажны, а начало природы влажного - вода.
Некоторые же полагают, что и древнейшие, жившие
задолго до нынешнего поколения и первые писавшие о богах, держались именно
таких взглядов на
природу: Океан и Тефию они считали творцами возникновения, а боги,
по их
мнению, клялись водой, названной самими поэтами Стиксом, ибо наиболее
почитаемое - древнейшее, а то, чем клянутся, - наиболее почитаемое.
Но
действительно ли это мнение о природе исконное и древнее, это, может
быть, и недостоверно, во всяком случае о Фалесе говорят, что он именно
так высказался о первой причине [что касается Гиппона, то его, пожалуй,
не всякий согласится
поставить рядом с этими философами ввиду скудости его мыслей).
Анаксимен же и Диогена считают, что воздух
первое [proteron) воды, и из
простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта
и Гераклит из Эфеса - огонь, Эмпедокл же - четыре элемента, прибавляя
к
названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда
сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются
в
одно
или разъединяются из одного.
А Анаксагор из Клазомен, будучи старше Эмпедокла,
но написавший свои
сочинения позже его, утверждает, что начал бесконечно много: по его
словам,
почти все гомеомерии, так же как вода или огонь, возникают и уничтожаются
именно таким путем - только через соединение и разъединение, а иначе
не
возникают и не уничтожаются, а пребывают вечно.
Исходя из этого за единственную причину можно
было бы признать так
называемую материальную причину. Но по мере продвижения их в этом
направлении сама суть дела указала им путь и заставила их искать дальше.
Действительно, пусть всякое возникновение и уничтожение непременно исходит
из чего-то одного или из большего числа начал, но почему это происходит
и что причина этого? Ведь как бы то ни было, не сам же субстрат вызывает
собственную перемену; я разумею, что, например, не дерево и не медь - причина
изменения
самих себя, и не дерево делает ложе, и не медь - изваяние, а нечто
другое есть
{5}
причина изменения. А искать эту причину-значит искать некое иное начало,
[а именно], как мы бы сказали, то, откуда начало движения. Так вот,
те, кто с самого начала взялся за подобное исследование и заявил, что субстрат
один, не
испытывали никакого недовольства собой, но во всяком случае некоторые
из тех,
кто признавал один субстрат, как бы под давлением этого исследования
объявляли единое неподвижным, как и всю природу, не только в отношении
возникновения
и уничтожения [это древнее учение, и все с ним соглашались), но и в
отношении всякого другого рода изменения; и этим их мнение отличается от
других. Таким
образом, из тех, кто провозглашал мировое целoe единым, никому не удалось
усмотреть указанную причину, разве что Пармениду, да и ему постольку,
поскольку
он полагает не только одну, но в некотором смысле две причины. Те же,
кто
признает множество причин, скорее могут об этом говорить, например
те, кто
признает началами теплое и холодное или огонь и землю: они рассматривают
огонь как обладающий двигательной природой, а воду, землю и тому подобное
-
как противоположное ему.
После этих философов с их началами, так как
эти начала были недостаточны,
чтобы вывести из них природу существующего, сама истина, как мы сказали,
побудила искать дальнейшее начало. Что одни вещи бывают, а другие становятся
хорошими и прекрасными, причиной этого не может, естественно, быть ни огонь,
ни земля, ни что-либо другое в этом роде, да так они и не думали; но
столь же
неверно было бы предоставлять такое дело случаю и простому стечению
обстоятельств. Поэтому тот, кто сказал, что ум находится, так же как
в живых
существах, и в природе и что он причина миропорядка и всего мироустройства,
казался рассудительным по сравнению с необдуманными рассуждениями его
предшественников. Мы знаем, что Анаксагор высказал такие мысли, но имеется
основание считать, что до него об этом сказал Гермотим из Клазомен. Те,
кто придерживался такого взгляда, в то же время признали причину совершенства
[в вещах] первоначалом существующего, и притом таким, от которого
существующее получает движение.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|