Можно предположить, что Гесиод первый стал
искать нечто в этом роде или
еще кто считал любовь или вожделение началом, например Парменид: ведь
и он, описывая возникновение Вселенной, замечает: Всех богов первее
Эрот был ею замышлен. А по словам Гесиода: Прежде всего во Вселенной Хаос
зародился, а
следом широкогрудая Гея. Также - Эрот, что меж всех бессмертных
богов отличается, ибо должна быть среди существующего некая причина,
которая
приводит в движение вещи и соединяет их. О том, кто из них первый высказал
это, пусть позволено будет судить позже; а так как в природе явно было
и противоположное хорошему, и не тальке устроенность и красота, но также
неустроенности и уродство, причем плохого было больше, чем хорошего,
и
безобразного больше, чем прекрасного, те другой ввел дружбу и вражду,
каждую как причина одного из них. В самом деле, если следовать Эмпедокла
и постичь его
слова по смыслу, а не по тому, что or туманно говорит, то обнаружат,
что дружба
есть причина благого, а вражда - причина злого. И потому если сказать,
что в
некотором смысле Эмпедокл - в притом первый - говорит о зле и благо
как о
началах, то это, пожалуй, будет сказано верно, если тальке причина
всех благ - само благо, а причина зол - зло.
Итак, упомянутые философы, как мы утверждаем
до сих пор явно касались двух причин из тех, что мы различили в сочинении
о природе, - материю и то откуда движение, к тому же нечетко и без какой-либо
уверенности, так, как поступают в сражении необу ченные: ведь и они, поворачиваясь
во все стороны, наносят иногда хорошие удары, но не со знанием дела; и
точно так же кажется, что и эти философы
не знают что они говорят, ибо совершенно очевидно, что ом почти совсем
не
прибегают к своим началам, разве что в малой степени. Анаксагор рассматривает
ум как орудие миросозидания, и когда у него возникает затруднение,
по какой
причине нечто существует по необходимости, он ссылается на ум, в остальных
же случаях об объявляет причиной происходящего все что угодно только не
ум. А
Эмпедокл прибегает к причинам больше, чем Анаксагор, но и то
{6}
недостаточно, и при этом не получается у него согласованности. Действительно,
часто у него дружба разделяет, а вражда соединяет. Ведь когда мировое
целое через вражду распадается на элементы, огонь соединяется в одно, и
так же каждый из остальных элементов. Когда же элементы снова через дружбу
соединяются в одно, частицы каждого элемента с необходимостью опять распадаются.
Эмпедокл, таким образом, в отличие от своих предшественников первый разделил
эту [движущую] причину, признал не одно начало движения, а два разных,
и притом
противоположных.
Кроме того, он первый назвал четыре материальных элемента,
однако он толкует их не как четыре, а словно их только два: с одной стороны,
отдельно огонь, а с другой - противоположные ему земля, воздух и вода
как естество одного рода. Такой вывод можно сделать, изучая его стихи.
Итак, Эмпедокл, как мы говорим, провозгласил
такие начала и в таком
количестве. А Левкипп и его последователь Демокрит признают элементами
полноту и пустоту, называя одно сущим, другое не-сущим, а именно: полное
и
плотное - сущим, а пустое и
<разреженное> - не-сущим [поэтому они и говорят, что сущее существует
нисколько
не больше, чем не-сущее, потому что и тело существует нисколько не
больше, чем пустота), а материальной причиной существующего они называют
и то и другое.
И так же как те, кто признает основную сущность единой, а все остальное
выводит
из ее свойств, принимая разреженное и плотное за основания [archai)
свойств
[вещей], так и Левкипп и Демокрит утверждают, что отличия [атомов]
суть причины всего остального. А этих отличий они указывают три: очертания,
порядок и
положение. Ибо сущее, говорят они, различается лишь «строем»,
«соприкосновением») и «поворотом»; из них «строй» - это очертания,
«соприкосновение» - порядок, «поворот» - положение; а именно: А
отличается от
N очертаниями, AN от NA - порядком, Ъ от
N - положением. А вопрос о движении, откуда или каким образом оно
у существующего, и они подобно остальным легкомысленно обошли.
Итак, вот, по-видимому, до каких пределов,
как мы сказали, наши
предшественники довели исследование относительно двух причин.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|