Мы лишь вкратце и в общих чертах разобрали,
кто и как высказался относительно
начал и истины; но во всяком случае мы можем на основании этого заключить,
что из говоривших о начале и причине ни кто не назвал таких начал, которые
не были уже рассмотренны в нашем сочинении о природе, а все - это очевидно
- так или иначе касаются, хотя и неясно, этих начал. В самом деле, одни
говорят о начале как материи,
все равно, принимают ли они одно начало или больше одного и признают
ли они это начало телом или бестелесным; так, например, Платон говорит
с большом и малом, италийцы - о беспредельном, Эмпедокл - об огне, земле,
воде и воздухе, Анаксагор - о беспредельном множестве Гомеомерии. Таким
образом. все они занимались подобного рода причиной, а так же те, кто говорил
о воздухе, или огне, или воде, или о начале, которое плотнее огня, но разреженнее
воздуха; ведь утверждали же некоторые, что первооснова именно такого рода.
Они касались только этой причины; а некоторые
другие - той, откуда начало
движения, как, например. те, кто объявляет началом дружбу и вражду,
или ум пли
любовь.
Но суть бытия вещи и сущность отчетливо никто
не объяснил; скорее же всего
говорят о них те, кто признает Эйдосы, ибо Эйдосы для чувственно воспринимаемых
вещей и единое для Эйдосов они не принимают ни за материю, ни за то, откуда
начало движения (ведь они утверждают, что Эйдосы-это скорее причина
неподвижности и пребывания в покое), а Эйдосы для каждой из прочих
вещей и
единое для Эйдосов они указывают как суть их бытия.
Однако то, ради чего совершаются поступки
и происходят изменения и движения,
они
некоторым образом обозначают как причины, но не в этом смысле,
т. е. не так,
как это естественно для причины. Ибо те, кто говорит про ум или дружбу,
принимают эти причины за некоторое благо, по не в том смысле, что ради
них
существует или возникает что-то из существующего, а в том, что от них
исходят
движения. Точно так же и те кто приписывает природу блага единому или
сущему,
считают благо причиной сущности, но не утверждают. что ради него что-то
существует или возникает. А поэтому получается, что они некоторым образом
и говорят и нe
говорят о благе как о причине, ибо они говорят о нем не как о причине
самой по
себе, а как о причине привходящей.
Итак, что мы правильно определили причины,
и сколько их, и какие они, об этом, видно, свидетельствуют нам и все эти
философы; ведь они не в состоянии были найти какую-либо другую причину.
Кроме того, ясно, что надо искать причины - или все так,
как это указано здесь, или каким-нибудь подобным способом. А как высказался
каждый
из этих философов, как обстоит дело с началами и какие трудности здесь
возможны,
мы разберем вслед за этим.
{10}
<.....................................>
_______________________________________________________________________________________
|