После философских учений, о которых шла речь,
появилось учение Платона, во многом примыкающее к пифагорейцам, но имеющее
и свои особенности по
сравнению с философией италийцев. Смолоду сблизившись прежде всего
с
Кратилом и гераклитовскими воззрениями, согласно которым все чувственно
воспринимаемое постоянно течет, а знания о нем нет, Платон и позже держался
таких же взглядов. А так как Сократ занимался вопросами нравственности,
природу
же в целом не исследовал, а в нравственном искал общее и первый обратил
свою
мысль на определения, то Платон, усвоив взгляд Сократа, доказывал,
что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то
другому, ибо, считал он, нельзя дать общего определения чего-либо из чувственно
воспринимаемого, поскольку оно постоянно изменяется. И вот это другое
из сущего
он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, говорил он, существует
помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через причастность эйдосам
существует все множество одноименных с ними [вещей]. Однако «причастность»
-
это лишь новое имя: пифагорейцы утверждают, что вещи существуют через
подражание числам, а Платон, <изменив имя>, - что через причастность.
Но что
такое причастность или подражание эйдосам, исследовать это они предоставили
другим.
Далее, Платон утверждал, что помимо чувственно
воспринимаемого и эйдосов существуют как нечто промежуточное математические
предметы, отличающиеся от чувственно воспринимаемых тем, что они вечны
и неподвижны, а от эйдосов -
тем, что имеется много одинаковых таких предметов, в то время как каждый
эйдос
сам по себе только один.
И так как эйдосы суть причины всего остального,
то, полагал он, их элементы
суть элементы всего существующего. Начала как материя - это большое
и малое, а как сущность - единое, ибо эйдосы <как числа> получаются
из большого и малого через причастность единому.
Что единое есть сущность, а не что-то другое,
что обозначается как единое, это
Платон утверждал подобно пифагорейцам, и точно так же, как они, что
числа -
причины сущности всего остального; отличительная же черта учения Платона
- это
то, что он вместо беспредельного, или неопределенного, как чего-то
одного
признавал двоицу и неопределенное выводил из большого и малого; кролю
того,
он
полагает, что числа существуют отдельно от чувственно воспринимаемого,
в то
время как пифагорейцы говорят, что сами вещи суть числа, а математические
предметы они не считают промежуточными между чувственно воспринимаемыми
вещами и эйдосами. А что Платон в отличие от пифагорейцев считал единое
и
числа существующими помимо вещей и что он ввел Эйдосы, это имеет свое
основание в том, что он занимался определениями (ведь его предшественники
к диалектике не были причастны), а двоицу он объявил другой основой (physis)
потому, что числа, за исключением первых, удобно выводить из нее как
из чего-то податливого.
Однако на самом деле получается наоборот:
такой взгляд не основателен. Ибо
эти философы полагают, что из одной материи происходит многое, а Эйдос
рождает нечто
{9}
только один раз, между тем совершенно очевидно, что из одной материи
получается один стол, а тот, кто привносит Эйдос, будучи один, производит
много [столов]. Подобным же образом относится и мужское к женскому, а именно:
женское оплодотворяется одним совокуплением, а мужское оплодотворяет многих;
и, однако
же, это-подобия тех начал.
Вот как Платон объяснял себе предмет нашего
исследования. Из сказанного ясно,
что он рассматривал только две причины: причину сути вещи и материальную
причину (ибо для всего остального Эйдосы - причина сути его, а для
Эйдосов такая причина - единое); а относительно того, что такое лежащая
в основе материя, о
которой как материи чувственно воспринимаемых вещей сказываются Эйдосы,
а как материи Эйдосов - единое, Платон утверждал, что она есть двоица -
большое и
малое. Кроме того, он объявил эти элементы причиной блага и зла, один-причиной
блага, другой - причиной зла, а ее, как мы сказали, искали и некоторые
из более
ранних философов, например Эмпедокл и Анаксагор.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|