КНИГА ПЕРВАЯ
ГЛАВА ШЕСТАЯ 
 

     После философских учений, о которых шла речь, появилось учение Платона, во многом примыкающее к пифагорейцам, но имеющее и свои особенности по 
сравнению с философией италийцев. Смолоду сблизившись прежде всего с 
Кратилом и гераклитовскими воззрениями, согласно которым все чувственно воспринимаемое постоянно течет, а знания о нем нет, Платон и позже держался 
таких же взглядов. А так как Сократ занимался вопросами нравственности, природу 
же в целом не исследовал, а в нравственном искал общее и первый обратил свою 
мысль на определения, то Платон, усвоив взгляд Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому, ибо, считал он, нельзя дать общего определения чего-либо из чувственно 
воспринимаемого, поскольку оно постоянно изменяется. И вот это другое из сущего 
он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, говорил он, существует 
помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через причастность эйдосам 
существует все множество одноименных с ними [вещей]. Однако «причастность» - 
это лишь новое имя: пифагорейцы утверждают, что вещи существуют через 
подражание числам, а Платон, <изменив имя>, - что через причастность. Но что 
такое причастность или подражание эйдосам, исследовать это они предоставили другим. 
     Далее, Платон утверждал, что помимо чувственно воспринимаемого и эйдосов существуют как нечто промежуточное математические предметы, отличающиеся от чувственно воспринимаемых тем, что они вечны и неподвижны, а от эйдосов - 
тем, что имеется много одинаковых таких предметов, в то время как каждый эйдос 
сам по себе только один. 
     И так как эйдосы суть причины всего остального, то, полагал он, их элементы 
суть элементы всего существующего. Начала как материя - это большое и малое, а как сущность - единое, ибо эйдосы <как числа> получаются из большого и малого через причастность единому. 
     Что единое есть сущность, а не что-то другое, что обозначается как единое, это 
Платон утверждал подобно пифагорейцам, и точно так же, как они, что числа - 
причины сущности всего остального; отличительная же черта учения Платона - это 
то, что он вместо беспредельного, или неопределенного, как чего-то одного 
признавал двоицу и неопределенное выводил из большого и малого; кролю того, 
он

полагает, что числа существуют отдельно от чувственно воспринимаемого, в то 
время как пифагорейцы говорят, что сами вещи суть числа, а математические 
предметы они не считают промежуточными между чувственно воспринимаемыми вещами и эйдосами. А что Платон в отличие от пифагорейцев считал единое и 
числа существующими помимо вещей и что он ввел Эйдосы, это имеет свое 
основание в том, что он занимался определениями (ведь его предшественники к диалектике не были причастны), а двоицу он объявил другой основой (physis) 
потому, что числа, за исключением первых, удобно выводить из нее как из чего-то податливого. 
     Однако на самом деле получается наоборот: такой взгляд не основателен. Ибо 
эти философы полагают, что из одной материи происходит многое, а Эйдос рождает нечто 
{9} 
только один раз, между тем совершенно очевидно, что из одной материи получается один стол, а тот, кто привносит Эйдос, будучи один, производит много [столов]. Подобным же образом относится и мужское к женскому, а именно: женское оплодотворяется одним совокуплением, а мужское оплодотворяет многих; и, однако 
же, это-подобия тех начал.      
     Вот как Платон объяснял себе предмет нашего исследования. Из сказанного ясно, 
что он рассматривал только две причины: причину сути вещи и материальную 
причину (ибо для всего остального Эйдосы - причина сути его, а для Эйдосов такая причина - единое); а относительно того, что такое лежащая в основе материя, о 
которой как материи чувственно воспринимаемых вещей сказываются Эйдосы, а как материи Эйдосов - единое, Платон утверждал, что она есть двоица - большое и 
малое. Кроме того, он объявил эти элементы причиной блага и зла, один-причиной блага, другой - причиной зла, а ее, как мы сказали, искали и некоторые из более 
ранних философов, например Эмпедокл и Анаксагор. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п