Усвоение преподанного зависит от привычек слушателя;
какие у нас сложились привычки, такого изложения мы и требуем, и то, что
говорят против обыкновения, кажется неподходящим, а из-за непривычности
- более непонятным и чуждым, ибо привычное более понятно. А какую силу
имеет привычное, показывают законы, в которых то, что выражено в форме
мифов и по-детски просто, благодаря привычке
имеет большую силу, нежели знание самих законов. Одни не воспринимают
преподанного, если излагают математически, другие-если не приводят примеров,
третьи требуют, чтобы приводилось свидетельство поэта. И одни хотят,
чтобы все излагалось точно, а других точность тяготит или потому, что они
не в состоянии
связать [одно с другим], или потому, что считают точность мелочностью.
В самом
деле, есть у точности что-то такое, из-за чего она как в делах, так
и в
рассуждениях некоторым кажется низменной. Поэтому надо приучиться к
тому,
как
воспринимать каждый предмет, ибо нелепо в одно и то же время искать
и
звание, и способ его усвоения. Между тем нелегко достигнуть даже и
одного из
них.
А математической точности нужно требовать
не для всех предметов, а лишь для нематериальных. Вот почему этот способ
не подходит для рассуждающего о природе, ибо вся природа, можно сказать,
материальна. А потому надлежит прежде всего рассмотреть, что такое природа.
После этого станет ясным и то, чем занимается
учение о природе, <есть ли исследование причин и начал дело одной
или
нескольких наук>.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|