С этим связан вопрос, есть ли числа, [геометрические]
тела, плоскости и точки некоторого рода сущности или нет. Если они не сущности,
от нас ускользает, что же
такое сущее и каковы сущности вещей. В самом деле, состояния, движения,
отношения, расположения и соотношения не означают, по-видимому, сущности
чего бы то ни
было: ведь все они сказываются о каком-то предмете (hypokeimenon),
и ни одно из них
не есть определенное нечто. А если взять то, что скорее всего можно
бы считать сущностью - воду, землю, огонь и воздух, из которых состоят
сложные тела,-то тепло, холод и тому подобное суть их состояния, а не сущности,
в то
время как одно лишь тело, испытывающее эти состояния, пребывает как
нечто сущее
и как некоторая сущность. Однако же тело есть сущность в меньшей мере,
нежели плоскость, плоскость - в меньшей мере, нежели линия, а линия - в
меньшей мере, чем единица и точка. Ибо они придают телу определенность,
и они, видимо, могут существовать без тела, тогда как тело без них существовать
не может. Поэтому, в то
время как большинство людей и более ранние философы считали сущностью
и сущим тело, а все остальное - его состояниями, а потому и [установленные
ими] начала тел-началами всего существующего, философы более поздние и
признанные более мудрыми, чем первые, считали началами числа. Таким образом,
как мы уже сказали,
если числа и геометрические величины не сущность, то вообще ничто не
сущность
и не сущее, ибо не подобает называть сущими их привходящие свойства.
Но с другой стороны, если признать линии и
точки сущностью в большей мере, чем
тела, а между тем мы не видим, к каким телам эти линии и точки могли
бы относиться (ведь в чувственно воспринимаемых телах они находиться не
могут), то, можно
сказать, вообще не существует никакой сущности. Далее, очевидно, что
все они суть деления тела или в ширину, или в глубину, или в длину. Кроме
того, в том, что имеет объем, ни одна фигура не содержится больше, чем
другая; поэтому, если и в камне не содержится [изображение] Гермеса, то
и половина куба не содержится в кубе как нечто отграниченное, а следовательно,
не содержится в нем и плоскость, ибо если бы в нем заключалась какая бы
то ни была плоскость, то также и та, которая отграничивает половину куба;
то же можно сказать и о Ливии,
я
о точке, и о единице. Поэтому если, с одной стороны, тело есть в
наибольшей мере сущность, а с другой - в большей мере, чем тело,-плоскость,
линия и точка, хотя они
и не действительно сущее (me esti) и не какие-то сущности, то от нас
ускользает, что же такое сущее и какова сущность вещей.
В самом деле, помимо указанных нелепостей
получаются также нелепости относительно возникновения и уничтожения. А
именно: если сущность раньше
не существовала, а теперь существует, или раньше существовала, а потом
нет, то эти перемены, надо полагать, она испытывает через возникновение
и уничтожение.
Между тем точки, линии и плоскости не могут находиться в состоянии
возникновения или уничтожения, хотя они то существуют, то не существуют.
Ведь когда [два] тела приходят в соприкосновение или [одно тело] разделяется,
то в первом случае - при их соприкосновении-сразу же получается одна граница,
а во втором - при разделении -
две. Таким образом, после соединения тел [одна граница] уже не существует,
а исчезла,
а по их разделении имеются те [границы], которых раньше не было (не
могла же разделиться надвое неделимая точка). Если же [границы] возникают
и уничтожаются,
то они из чего-то ведь возникают. И подобным образом дело обстоит и
с «теперь» во времени. Оно также не может находиться в состоянии возникновения
и уничтожения
и все же постоянно кажется иным, что показывает, что оно не сущность.
И точно так
же, совершенно очевидно, обстоит дело и с точками, и с линиями, и с
плоскостями:
к ним применимо то же рассуждение, так как все они одинаково или границы,
или деления.
<.....................................>
_______________________________________________________________________________________
|