Началом называется то в вещи, откуда начинается
движение, например у линии и
у пути отсюда одно начало, а с противоположной стороны - другое; то,
откуда всякое
дело лучше всего может удаться, например: обучение надо иногда начинать
не с
первого и не с того, что есть начало в предмете, а оттуда, откуда легче
всего научиться;
та составная часть вещи, откуда как от первого она возникает, например:
у судна - основной брус и у дома - основание, а у живых существ одни полагают,
что это сердце, другие - мозг, третьи какая-то другая такого рода часть
тела, то, что, не будучи
основной частью вещи, есть первое, откуда она возникает, или то, откуда
как от
первого естественным образом начинается движение и изменение, например:
ребенок - от отца и матери, ссора из-за поношения; то, по чьему решению
двигается движущееся
и изменяется изменяющееся, как, например, начальствующие лица в полисах
и власть правителей, царей и тиранов; началами называются и искусства,
причем из них
прежде
всего искусства руководить; то, откуда как от первого познается
предмет, также называется его началом, например основания доказательств.
И о причинах говорится
в стольких же смыслах, что и о началах, ибо все причины суть начала.
Итак, для всех начал обще то, что они суть первое, откуда то или иное есть,
или возникает, пли познается; при этом одни начала содержатся в вещи, другие
находятся вне ее. Поэтому
и природа, и элемент, и замысел (dianoia), и решение, и сущности.,
и цель суть начала:
у многого благое и прекрасное суть начало познания и движения.
>
______________________________________________________________________________________
|