КНИГА ПЯТАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
 

     Началом называется то в вещи, откуда начинается движение, например у линии и 
у пути отсюда одно начало, а с противоположной стороны - другое; то, откуда всякое 
дело лучше всего может удаться, например: обучение надо иногда начинать не с 
первого и не с того, что есть начало в предмете, а оттуда, откуда легче всего научиться; 
та составная часть вещи, откуда как от первого она возникает, например: у судна - основной брус и у дома - основание, а у живых существ одни полагают, что это сердце, другие - мозг, третьи какая-то другая такого рода часть тела, то, что, не будучи 
основной частью вещи, есть первое, откуда она возникает, или то, откуда как от 
первого естественным образом начинается движение и изменение, например: ребенок - от отца и матери, ссора из-за поношения; то, по чьему решению двигается движущееся 
и изменяется изменяющееся, как, например, начальствующие лица в полисах и власть правителей, царей и тиранов; началами называются и искусства, причем из них 
прежде

всего искусства руководить; то, откуда как от первого познается предмет, также называется его началом, например основания доказательств. И о причинах говорится 
в стольких же смыслах, что и о началах, ибо все причины суть начала. Итак, для всех начал обще то, что они суть первое, откуда то или иное есть, или возникает, пли познается; при этом одни начала содержатся в вещи, другие находятся вне ее. Поэтому 
и природа, и элемент, и замысел (dianoia), и решение, и сущности., и цель суть начала: 
у многого благое и прекрасное суть начало познания и движения. 
>
______________________________________________________________________________________
п