Тождественным, или одним и тем же, называется
то, что тождественно как привходящее; например, «бледное» и «образованное»
тождественны, потому что они нечто привходящее для одного и того же, и
точно так же «человек» и «образованное», потому что последнее есть привходящее
для первого, а «образованное» есть «человек», потому что оно нечто привходящее
для человека. И каждой из этих двух частей тождественно целое, а целому-каждая
из них, ибо
{47}
«человек» и «образованное» означают то же, что «образованный человек»,
и этот-то
же, что они. Вот почему все это и не сказывается в виде общего: неправильно
сказать, что «всякий человек» и «образованное» - это одно и то же. В самом
деле, общее
присуще само по себе, привходящее же не присуще само по себе, а непосредственно
сказывается о единичном: ведь тождественными представляются «Сократ» и
«образованный Сократ»; но «Сократ» не сказывается о многих, поэтому не
говорят «всякий Сократ» в отличие от того, как говорят «всякий человек».
Одни вещи называются тождественными в этом
смысле, а другие тождественны
сами по себе и в стольких же значениях, сколько и единое, а именно:
тождественным называется и то, материя чего одна по виду или по числу,
и то, сущность чего одна. Поэтому очевидно, что тождество есть некоторого
рода единство бытия либо вещей числом более чем одна, либо одной, когда
ее рассматривают как нечто большее, чем
одна (например, когда о ней говорят, что она тождественна самой себе,
ибо в этом случае ее рассматривают как две).
А «иными», или «инаковыми», называются вещи,
если их формы, или их материя,
или определение их сущности составляют нечто большее, чем одно; и вообще
об инаковом говорится в смыслах, противоположных смыслам тождественного.
Различными называются вещи, которые, будучи
инаковыми, в некотором
отношении тождественны друг другу, но только не по числу, а или по
виду, или по
роду, или по соотношению; те, род которых неодинаковый, а также
противоположности и те вещи, в сущности которых заключена Инаковость.
Сходным называется то, что испытывает совершенно
одно и то же, а также то, что испытывает больше одинаковое, чем разное,
равно и то, что имеет одинаковое
качество. И то, что имеет большинство или важнейшие противоположные
свойства
другого, допускающие изменение, также сходно с этим другим.
А о несходном говорится в смыслах, противоположных
смыслам сходного.
<.....................................>
_____________________________________________________________________________________
|