КНИГА ПЯТАЯ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
 
     Тождественным, или одним и тем же, называется то, что тождественно как привходящее; например, «бледное» и «образованное» тождественны, потому что они нечто привходящее для одного и того же, и точно так же «человек» и «образованное», потому что последнее есть привходящее для первого, а «образованное» есть «человек», потому что оно нечто привходящее для человека. И каждой из этих двух частей тождественно целое, а целому-каждая из них, ибо 
{47} 
«человек» и «образованное» означают то же, что «образованный человек», и этот-то 
же, что они. Вот почему все это и не сказывается в виде общего: неправильно сказать, что «всякий человек» и «образованное» - это одно и то же. В самом деле, общее 
присуще само по себе, привходящее же не присуще само по себе, а непосредственно сказывается о единичном: ведь тождественными представляются «Сократ» и «образованный Сократ»; но «Сократ» не сказывается о многих, поэтому не говорят «всякий Сократ» в отличие от того, как говорят «всякий человек». 
     Одни вещи называются тождественными в этом смысле, а другие тождественны 
сами по себе и в стольких же значениях, сколько и единое, а именно: тождественным называется и то, материя чего одна по виду или по числу, и то, сущность чего одна. Поэтому очевидно, что тождество есть некоторого рода единство бытия либо вещей числом более чем одна, либо одной, когда ее рассматривают как нечто большее, чем 
одна (например, когда о ней говорят, что она тождественна самой себе, ибо в этом случае ее рассматривают как две). 
    
А «иными», или «инаковыми», называются вещи, если их формы, или их материя, 
или определение их сущности составляют нечто большее, чем одно; и вообще об инаковом говорится в смыслах, противоположных смыслам тождественного. 
     Различными называются вещи, которые, будучи инаковыми, в некотором 
отношении тождественны друг другу, но только не по числу, а или по виду, или по 
роду, или по соотношению; те, род которых неодинаковый, а также 
противоположности и те вещи, в сущности которых заключена Инаковость. 
     Сходным называется то, что испытывает совершенно одно и то же, а также то, что испытывает больше одинаковое, чем разное, равно и то, что имеет одинаковое 
качество. И то, что имеет большинство или важнейшие противоположные свойства 
другого, допускающие изменение, также сходно с этим другим. 
     А о несходном говорится в смыслах, противоположных смыслам сходного. 
<.....................................>
_____________________________________________________________________________________
п