Соотнесенным называется то, что относится как
двойное к половинному, как
тройное к трети и вообще как то, что в несколько раз больше, к тому,
что в несколько
раз меньше, и как превышающее к превышаемому; то, что относится как
способное нагревать к нагреваемому, то, что может разрезать, - к разрезаемому,
и вообще
то, что может делать, - к претерпеваемому; то, что относится как измеримое
к мере, познаваемое - к познанию и чувственно воспринимаемое - к чувственному
восприятию.
В первом смысле говорится о числовом отношении
- или о таковом вообще, или
об определенном - либо между самими числами, либо об отношении к единице;
например, двойное по отношению к единице есть определенное число, а
многократное находится в числовом отношении к единице, но не в определенном,
т. е. таком-то или таком-то; отношение же большего в полтора раза к
меньшему в
полтора раза есть числовое отношение к определенному числу; а отношение
неправильной дроби к правильной есть неопределенное отношение, подобно
тому
как многократное относится к единице; отношение же превышающего к
превышаемому вообще неопределенно по числу, ибо число соизмеримо, а
о том,
что несоизмеримо, «число» не сказывается; ведь превышающее по сравнению
с превышаемым содержит в себе столько же, [сколько последнее], и еще нечто,
но это
нечто неопределенно; оно бывает, какое случится: или равное, или неравное
[превышаемому]. Так вот, все эти отношения касаются чисел и они суть свойства
чисел, а также-только по-другому-выражают равное, сходное и тождественное
(ведь
все они подразумевают отношение к одному; в самом деле, тождественно
то,
сущность чего одна, сходно то, качество чего одно, а равно то, количество
чего одно;
но одно - это начало и мера числа, так что все эти отношения подразумевают
отношение к числу, но не в одном и том же смысле).
А отношение между действующим и претерпевающим
подразумевает пособность
действовать и претерпевать и проявление таких способностей; например,
способное нагревать находится в отношении к тому, что может нагреваться,
потому что оно
может нагревать, и в свою очередь нагревающее находится в отношении
к тому, что нагревается, и режущее - к тому, что режется, потому что то
и другое осуществляется
в действительности. Числовые же отношения не осуществляются в действительности,
разве только в том смысле, как об этом сказано в другом месте, ведь бсуществляемое
в действительности даижевие не свойственио. Некоторые же из отношений,
основывающихся на способности, выражены по-разному в зависимости от времени,
например: произведшее находится в отношении к произведенному, и то, что
произведет,
- в отношении к тому, что будет произведено. Именно в этом
смысле
отец называется отцом сына: первый есть то, что произвело, второй -
испытавшее
что-то. Кроме того, некоторые отношения основываются на лишенвости
способности, как, например, неспособное и все, что имеет такой смысл, скажем
незримое.
Итак, все, что называется соотнесенным по
числу или в смысле способности,
есть соотнесенное потому, что сама его сущность включает в себя отношение,
а не
потому, что нечто другое находится в отношении к нему. Измеримое же,
познаваемое
{52}
и мыслимое (dianoeton) называются соотнесенным потому, что другое находится
в отношении к ним. Ибо мыслимое означает, что есть мысль о нем, но мысль
не есть
мысль того, о чем мысль (иначе было бы два раза сказано одно и то же);
и подобным
же образом видение есть видение [глазом] чего-то, однако не видение
самого
предмета, видение которого оно есть (хотя сказать это тоже правильно),
а оно есть видение цвета или чего-то другого в .этом роде. При том способе
было бы два раза сказано одно и то же, а именно что видение есть видение
того, видение чего оно есть.
То, что называется соотнесенным самим по себе, в одних случаях называется
в
указанных смыслах, в других-когда таков род, к которому оно принадлежит;
например, искусство врачевания есть нечто соотнесенное потому, что его
род-знание считают чем-то соотнесенным. Кроме того, соотнесенным называется
то, благодаря чему обладатель его есть соотнесенное; например, равенство
- потому, что благодаря ему равное есть нечто соотнесенное, и подобие -
потому, что таково подобное. Другое же соотнесено с чем-то привходящим
образом, например: человек - потому, что для него привходящее то, что он
вдвое больше [чего-то], а двойное есть нечто соотнесенное;
или белое таково, если для одного и того же привходяще то, что оно
и двойное
и белое.
<.....................................>
_______________________________________________________________________________________
|