«То, в силу чего» или «по чему» (kath' ho)
говорится в различных значениях; это
форма или сущность каждой вещи; например, то, в силу чего кто-то добр,-это
само
{53}
добро; то, в чем как первом нечто возникает естественным образом, например
окраска - на поверхности. Итак, «то, в силу чего» [нечто есть], в первом
значении - это форма,
а во втором - материя каждой вещи, т. е. (kai) первый субстрат каждой
вещи. А вообще говоря, «то, в силу чего» имеет столько же значений, сколько
и («причина»: говорят «в силу того-то кто-то пришел» или «ради того-то
он пришел» и точно так же «в силу
того-то сделано ошибочное или правильное заключение» или «в том-то
причина правильного или ложного заключения». Далее, «по чему» говорится
относительно положения, например: кто-то на чем-то стоит или по чему-то
идет. Все это обозначает положение и место. А потому и о «самом по себе»
необходимо говорится в различных смыслах. «Само по себе»-это суть бытия
каждой вещи, например: Каллий - это Каллий сам по себе и суть бытия Каллия;
то, что входит в суть вещи, например: Каллий сам по себе есть живое существо.
Ибо «живое существо» входит в определение Каллия: ведь Каллий есть некоторое
живое существо; то, что принято чем-то как первое в него
самого
или в одну из его частей, например: кожа тела бела сама по себе,
и человек
живой сам по себе, ибо душа есть та часть человека, в которой как первом
заключается жизнь; то, причина чего оно само; у человека, конечно, несколько
причин: живое существо, двуногое, по все же человек сам по себе человек;
то, что присуще лишь
чему-то одному и поскольку оно ему одному присуще, поэтому оно существует
отдельно само по себе.
<.....................................>
_______________________________________________________________________________________
|