Целым называется то, у чего не отсутствует
ни одна из тех частей, состоя из
которых оно именуется целым от природы, а также то, что так объемлет
объемлемые
им вещи, что последние образуют нечто одно; а это бывает двояко: или
так, что каждая
из этих вещей есть одно, или так, что из всех них образуется одно.
А именно: [а] общее
и тем самым то, что вообще сказывается как нечто целое, есть общее
в том смысле,
что оно объемлет многие вещи, поскольку оно сказывается о каждой из
них, причем каждая из них в отдельности есть одно; например, человек, лошадь,
бог-одно, потому
что все они живые существа. А непрерывное и ограниченное есть целое,
когда оно
нечто одно, состоящее из нескольких частей, особенно если они даны
в возможности; если же нет, то и в действительности. При этом из самих
таких вещей природные суть
в большей мере целое, нежели искусственные, как мы говорили это и в
отношении единого, ибо целостность есть некоторого рода единство.
Далее, из относящегося к количеству, имеющего
начало, середину и конец, целокупностью (to pan) называется то, положение
частей чего не создает для него различия, а целым - то, у чего оно создает
различие. То, что допускает и то и другое,
есть
и целое и целокупность; таково то, природа чего при перемене положения
остается той же, а внешняя форма нет; например, воск и платье: их называют
и
целыми и целокупностью, потому что у них есть и то и другое. Вода,
всякая влага,
равно как и число, называются целокупностями, а «целое число» и «целая
вода» не говорится, разве только в переносном смысле. О чем как об одном
говорят «все», о
том же говорят «все» применительно к его обособленным частям, например:
«все это число», «все эти единицы».
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|