Привходящим, или случайным, называется то,
что чему-то присуще и о чем
может быть правильно сказано, но присуще не по необходимости и не большей
частью, как, например, если кто, копая яму для растения, нашел клад.
Это
нахождение клада, конечно, случайно для того, кто копал яму: ведь не
с необходимостью следует одно из другого или после другого и не в большинстве
случаев находят клад, сажая растения. И точно так же может какой-нибудь
образованный человек быть бледным; но так как это бывает не по необходимости
и не в большинстве случаев, то мы называем это привходящим. Так как,
стало
быть, то, что присуще, есть что-то и принадлежит чему-то, а что-то
из присущего присуще лишь где-то и когда-то, то привходящим будет то, что,
правда, какой-то
вещи присуще, но присуще не потому, что это была именно вот эта вещь,
или
именно вот в это время, или именно вот в этом месте. Итак, для случайного
нет никакой определенной причины, а есть какая попадется, т. е. неопределенная.
Например, кому-нибудь случилось прибыть на Эгину, если он прибыл туда не
потому,
что хотел попасть туда, а потому, что его занесла буря или
похитили
морские разбойники. Таким образом, случайное произошло или есть, но
не
поскольку оно само есть, а поскольку есть другое, ибо буря была причиной
того, что человек попал не туда, куда плыл, а это оказалась Эгина.
О привходящем говорится и в другом смысле,
а именно относительно того, что присуще каждой вещи самой по себе, но не
содержится в ее сущности, например: треугольнику свойственно иметь [в совокупности]
два прямых угла. И такого рода
привходящее может быть вечным, а из указанных выше - никакое. Основание
этого приводится в другом месте.
<.....................................>
____________________________________________________________________________________
|