КНИГА ПЯТАЯ
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ
 

     «Ложное» означает то, что ложен предмет, и это потому, что разное на деле не 
связано между собой или не может быть объединено (например, когда говорят, что диагональ соизмерима или что ты сидишь: первое из них ложно всегда, второе - 
иногда, ибо они не-сущее в таком [различном] смысле); ложно также то, что хотя и 
существует, однако по природе таково, что кажется или не таким, каково оно есть, 
или тем, что оно не есть; например, теневой рисунок и сновидения: ведь они что-то 
есть, но не то, представление о чем они вызывают. Итак, вещи называются 
ложными в этом значении или потому, что они не существуют, или потому, что вызываемое ими представление есть представление о несуществующем. 
     Ложная же речь, поскольку она ложна, относится к несуществующему; поэтому 
всякая ложная речь относится к чему-то отличному от того, о чем она истинна 
(например, речь о круге ложна в отношении треугольника). О чем бы то ни было 
имеется в одном смысле лишь одна речь, а именно речь о сути бытия вещи, а в 
другом смысле-высказываний много, ибо сам предмет и он же вместе со своими свойствами - это некоторым образом одно и то же, например Сократ и образованный Сократ (ложная же речь - это, вообще говоря, речь ни о чем). Поэтому Антисфен был чрезмерно простодушен, когда полагал, что об одном может быть высказано только 
одно, а именно единственно лишь его собственное наименование (logos), откуда следовало, что не может быть никакого противоречия, да пожалуй, что и говорить 
неправду - тоже. Между тем всякую вещь можно обозначить не только ее 
собственным

определением, но и определением чего-то иного, притом ложно - безусловно, но некоторым образом и правильно, как, например, восемь можно 
обозначить как двойное, используя определение двойки. 
     Итак, в приведенных здесь случаях о ложном говорится в этом смысле, а лживым называется тот, кто склонен к подобным речам и предпочитает их не из-за чего-то другого, а ради них самих и кто старается другим внушить [веру в] такие речи, так же 
как мы называем ложными те предметы, которые вызывают ложное представление. Поэтому вводит в заблуждение и рассуждение в «Гиппии» относительно того, что 
один и тот же человек лжив и правдив. Оно считает лживым того, кто может лгать 
(а таков человек знающий и рассудительный); кроме того, оно отдает предпочтение 
тому, кто порочен по собственной воле. Это положение получается ложно через наведение, а именно: хромающий по собственной воле лучше, мол, того, кто хромает против своей воли, а хромать означает здесь притворяться хромым; все же, если бы действительно кто был хромым по доброй воле, он был бы, пожалуй, хуже, так же 
как это бывает в области нравов. 
{57} 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п