КНИГА СЕДЬМАЯ
ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ
 

     Что необходимо подразумевать под сущностью и какова она, об этом скажем снова, избрав для этого как бы другое начало: может быть, из того, что мы скажем, станет 
ясно и относительно той сущности, которая существует отдельно от чувственно воспринимаемых сущностей. Так вот, так как сущность есть некоторое начало и 
причина, то разбор начнем отсюда. А причину «почему?» всегда ищут так: почему 
одно присуще чему-то другому? В самом деле, выяснять, почему этот образованный человек есть человек образованный, значит, выяснять или сказанное, а именно 
почему этот человек образованный, или нечто другое. Выяснять же, почему вещь есть 
то, что она есть, значит, ничего не выяснять; ведь «что» и «есть» (я имею в виду, например, то, что происходит затмение Луны) должны быть налицо как очевидные, 
[еще до выяснения, почему это есть]; а что нечто есть само оно, для этого во всех 
случаях имеется одно объяснение и одна причина, [например]: почему человек есть человек или образованный есть образованный; разве что кто-нибудь скажет, что 
всякая вещь неделима по отношению к самой себе, а это и значит быть 
{78} 
единым. Но это обще всем вещам и мало что говорит. Можно, однако, спросить, 
почему человек есть такое-то живое существо. При этом, однако, ясно, что не спрашивают, почему тот, кто есть человек, есть человек, а спрашивают, почему одно присуще другому (а что оно присуще, это должно быть ясно: ведь если не так, 
то нечего спрашивать). Например: почему гремит гром? Это значит: почему возникает 
шум в облаках? Здесь действительно ищут, почему одно присуще другому. И почему 
эти вот вещи, например кирпичи и камни, составляют дом? Стало быть, ясно, что 
ищут причину. А причина, если исходить из определения, - это суть бытия вещи; у 
одних вещей причина - это цель, как, скажем, у дома или у ложа, а у других - первое движущее: это ведь тоже причина. Однако такую причину ищут, когда речь идет о возникновении и уничтожении, а первую - когда речь идет и о существовании. 
     Искомое же остается более всего незамеченным в тех случаях, когда одно не сказывается о другом, например когда спрашивают, почему человек есть, и это 
потому, что высказываются здесь просто, а не различают, что вот это есть то-то и 
то-то. Между тем, прежде чем искать, надлежит расчленять. Иначе это все равно, что 
не искать ничего и в то же время искать что-то. А так как бытие надлежит уже иметь 
и

оно должно быть налицо, то ясно, что спрашивают, почему материя есть вот это. Например: почему вот этот материал есть дом? Потому что в нем налицо то, что есть 
суть бытия дома. и по этой же причине человек есть вот это или это тело, имеющее 
вот это. Так что ищут причину для материи, а она есть форма, в силу которой материя 
есть нечто определенное; а эта причина есть сущность [вещи]. Так что ясно, что относительно того, что просто, невозможно ни исследование, ни обучение; способ выяснения простого иной. 
     А то, что состоит из чего-то таким образом, что целоскупное есть одно, но не как 
груда, а как слог, [есть нечто иное, нежели то, из чего оно состоит]. Ведь слог - это не [отдельные] звуки речи, и слог «ба»-не тоже самое, что «б» и «а», как и плоть Ее то же самое, что огонь и земля (ведь после того как их разлагают, одно - а именно плоть и 
слог - уже Ее существует, а звуки речи или огонь и земля существуют). Стало быть, 
слог есть что-то - не одни только звуки речи (гласный и согласный), но и нечто иное; 
и также плоть - это не только огонь и земля или теплое и холодное, но и нечто иное. 
Если же само это нечто также должно или быть элементом, или состоять из 
элементов, то, если оно элемент, рассуждение будет опять тем же, а именно: плоть 
будет состоять из этого нечто, из огня и земли и еще из чего-то, так что это будет продолжаться до бесконечности. Если же элемент есть его составная часть, то ясно, 
что оно будет состоять не из одного элемента, а из большего числа их, нежели само это нечто, [взятое как элемент], так что относительно него будет то же рассуждение, что и относительно плоти или слога. И потому можно принять, что это нечто есть что-то другое, а не элемент и что оно-то и есть причина того, что вот это есть плоть, а это 
слог; и подобным же образом во всех остальных случаях. А это и есть сущность 
каждой вещи, ибо оно первая причина ее бытия; и так как некоторые вещи не 
сущности, а сущности - это те, которые образовались согласно своей природе и 
благодаря природе, то сущностью оказывается это естество, которое есть не элемент. 
а начало[3]; элемент же - это то, на что нечто разложимо и что содержится в нем как материя, например у слога - «а» и «б». 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________