Что необходимо подразумевать под сущностью
и какова она, об этом скажем снова, избрав для этого как бы другое начало:
может быть, из того, что мы скажем, станет
ясно и относительно той сущности, которая существует отдельно от чувственно
воспринимаемых сущностей. Так вот, так как сущность есть некоторое начало
и
причина, то разбор начнем отсюда. А причину «почему?» всегда ищут так:
почему
одно присуще чему-то другому? В самом деле, выяснять, почему этот образованный
человек есть человек образованный, значит, выяснять или сказанное, а именно
почему этот человек образованный, или нечто другое. Выяснять же, почему
вещь есть
то, что она есть, значит, ничего не выяснять; ведь «что» и «есть» (я
имею в виду, например, то, что происходит затмение Луны) должны быть налицо
как очевидные,
[еще до выяснения, почему это есть]; а что нечто есть само оно, для
этого во всех
случаях имеется одно объяснение и одна причина, [например]: почему
человек есть человек или образованный есть образованный; разве что кто-нибудь
скажет, что
всякая вещь неделима по отношению к самой себе, а это и значит быть
{78}
единым. Но это обще всем вещам и мало что говорит. Можно, однако, спросить,
почему человек есть такое-то живое существо. При этом, однако, ясно,
что не спрашивают, почему тот, кто есть человек, есть человек, а спрашивают,
почему одно присуще другому (а что оно присуще, это должно быть ясно: ведь
если не так,
то нечего спрашивать). Например: почему гремит гром? Это значит: почему
возникает
шум в облаках? Здесь действительно ищут, почему одно присуще другому.
И почему
эти вот вещи, например кирпичи и камни, составляют дом? Стало быть,
ясно, что
ищут причину. А причина, если исходить из определения, - это суть бытия
вещи; у
одних вещей причина - это цель, как, скажем, у дома или у ложа, а у
других - первое движущее: это ведь тоже причина. Однако такую причину ищут,
когда речь идет о возникновении и уничтожении, а первую - когда речь идет
и о существовании.
Искомое же остается более всего незамеченным
в тех случаях, когда одно не сказывается о другом, например когда спрашивают,
почему человек есть, и это
потому, что высказываются здесь просто, а не различают, что вот это
есть то-то и
то-то. Между тем, прежде чем искать, надлежит расчленять. Иначе это
все равно, что
не искать ничего и в то же время искать что-то. А так как бытие надлежит
уже иметь
и
оно должно быть налицо, то ясно, что спрашивают, почему материя есть
вот это. Например: почему вот этот материал есть дом? Потому что в нем
налицо то, что есть
суть бытия дома. и по этой же причине человек есть вот это или это
тело, имеющее
вот это. Так что ищут причину для материи, а она есть форма, в силу
которой материя
есть нечто определенное; а эта причина есть сущность [вещи]. Так что
ясно, что относительно того, что просто, невозможно ни исследование, ни
обучение; способ выяснения простого иной.
А то, что состоит из чего-то таким образом,
что целоскупное есть одно, но не как
груда, а как слог, [есть нечто иное, нежели то, из чего оно состоит].
Ведь слог - это не [отдельные] звуки речи, и слог «ба»-не тоже самое, что
«б» и «а», как и плоть Ее то же самое, что огонь и земля (ведь после того
как их разлагают, одно - а именно плоть и
слог - уже Ее существует, а звуки речи или огонь и земля существуют).
Стало быть,
слог есть что-то - не одни только звуки речи (гласный и согласный),
но и нечто иное;
и также плоть - это не только огонь и земля или теплое и холодное,
но и нечто иное.
Если же само это нечто также должно или быть элементом, или состоять
из
элементов, то, если оно элемент, рассуждение будет опять тем же, а
именно: плоть
будет состоять из этого нечто, из огня и земли и еще из чего-то, так
что это будет продолжаться до бесконечности. Если же элемент есть его составная
часть, то ясно,
что оно будет состоять не из одного элемента, а из большего числа их,
нежели само это нечто, [взятое как элемент], так что относительно него
будет то же рассуждение, что и относительно плоти или слога. И потому можно
принять, что это нечто есть что-то другое, а не элемент и что оно-то и
есть причина того, что вот это есть плоть, а это
слог; и подобным же образом во всех остальных случаях. А это и есть
сущность
каждой вещи, ибо оно первая причина ее бытия; и так как некоторые вещи
не
сущности, а сущности - это те, которые образовались согласно своей
природе и
благодаря природе, то сущностью оказывается это естество, которое есть
не элемент.
а начало[3]; элемент же - это то, на что нечто разложимо и что содержится
в нем как материя, например у слога - «а» и «б».
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|