А когда та или другая вещь есть в возможности
и когда нет,- это надо выяснить:
ведь не в любое время она в возможности. Например, есть ли земля человек
в возможности или нет, а скорее, когда она уже стала семенем? А может быть,
даже
и не тогда, так же как и врачебным искусством или в силу стечения обстоятельств
не может быть излечено все что угодно, а имеется нечто способное к
этому, а таково здоровое и возможности. То, что из сущего в возможности
становится
действительным через замысел, можно определить так: оно то, что возникает
по
воле [действующего], если нет каких-либо внешних препятствий; а там,
у выздоравливающего, [возможность переходит в действительность], когда
нет никаких препятствий в нем самом; точно так же дом в возможности: если
ничто из того, что относится к нему, т. е. в материале, не мешает этому
материалу стать домом и нет
{87}
ничего, что надо было бы прибавить, или убавить, или изменить,- то
это дом в возможности; и одинаково обстоит дело и со всем остальным, у
чего начало возникновения находится вовне. А там, где начало возникновения
имеется в самом [возникающем], в возможности есть то, что при отсутствии
каких-либо внешних
препятствий станет сущим в действительности через себя; например, семя
еще не есть человек в возможности (ему надо попасть во что-то другое и
преобразоваться). Когда
же нечто благодаря тому, что оно имеет начало в самом себе, оказывается
способным перейти в действительность, оно уже таково в возможности; а семя,
как мы о нем говорили раньше, нуждается в другом начале, подобно тому как
земля не есть еще изваяние в возможности (ведь только изменившись, она
станет медью).
Когда мы о чем-то говорим, что оно не вот
это, а из такого-то материала (например,
ящик не дерево, а деревянный и дерево не земля, а из земли, а земля
в свою очередь,
если с ней так же обстоит дело, есть не что-то другое, а из чего-то
другого), тогда, по-видимому, всегда в возможности (без оговорок) последующее.
Так, например,
ящик
не земляной и не земля, а деревянный, ибо дерево есть ящик в возможности,
и оно материя ящика: дерево вообще есть материя ящика вообще, а материя
этого вот ящика - вот это дерево. Если же есть нечто первое, о чем уже
не говорится со
ссылкой на другое как о сделанном из этого другого, то оно первая материя;
так, например, если земля - из воздуха, а воздух не огонь, а из огня, то
огонь - первая
материя, которая не есть определенное нечто. Ведь то, о чем сказывают,
т. е. субстрат, различают именно по тому, есть ли он определенное нечто
или нет; например,
субстрат для состояний - это человек, т. е. тело и душа, а состояния
- это
образованное, бледное (когда у кого-то имеется образованность, он называется
не образованностью, а образованным, и человек - не бледностью, а бледным,
также не хождением или движением, а идущим или движущимся, подобно тому
как выше говорилось о сделанном из какого-то материала). Итак, там, где
дело обстоит таким образом, последний [субстрат] - сущность; а там, где
это не так, а сказываемое есть
некая форма и определенное нечто, последний [субстрат] есть материя
и материальная сущность. Выходит, таким образом, что правильно то,
что сделанное
из чего-то называется по материалу и по состояниям, ибо и то и другое
есть нечто неопределенное. Таким образом, когда надо говорить, что нечто
есть
в возможности, и когда нет,- об этом сказано.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|