КНИГА ДЕВЯТАЯ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
 

     А когда та или другая вещь есть в возможности и когда нет,- это надо выяснить: 
ведь не в любое время она в возможности. Например, есть ли земля человек в возможности или нет, а скорее, когда она уже стала семенем? А может быть, даже 
и не тогда, так же как и врачебным искусством или в силу стечения обстоятельств 
не может быть излечено все что угодно, а имеется нечто способное к этому, а таково здоровое и возможности. То, что из сущего в возможности становится 
действительным через замысел, можно определить так: оно то, что возникает по 
воле [действующего], если нет каких-либо внешних препятствий; а там, у выздоравливающего, [возможность переходит в действительность], когда нет никаких препятствий в нем самом; точно так же дом в возможности: если ничто из того, что относится к нему, т. е. в материале, не мешает этому материалу стать домом и нет 
{87} 
ничего, что надо было бы прибавить, или убавить, или изменить,- то это дом в возможности; и одинаково обстоит дело и со всем остальным, у чего начало возникновения находится вовне. А там, где начало возникновения имеется в самом [возникающем], в возможности есть то, что при отсутствии каких-либо внешних 
препятствий станет сущим в действительности через себя; например, семя еще не есть человек в возможности (ему надо попасть во что-то другое и преобразоваться). Когда 
же нечто благодаря тому, что оно имеет начало в самом себе, оказывается способным перейти в действительность, оно уже таково в возможности; а семя, как мы о нем говорили раньше, нуждается в другом начале, подобно тому как земля не есть еще изваяние в возможности (ведь только изменившись, она станет медью). 
     Когда мы о чем-то говорим, что оно не вот это, а из такого-то материала (например, 
ящик не дерево, а деревянный и дерево не земля, а из земли, а земля в свою очередь, 
если с ней так же обстоит дело, есть не что-то другое, а из чего-то другого), тогда, по-видимому, всегда в возможности (без оговорок) последующее. Так, например, 
ящик

не земляной и не земля, а деревянный, ибо дерево есть ящик в возможности, 
и оно материя ящика: дерево вообще есть материя ящика вообще, а материя этого вот ящика - вот это дерево. Если же есть нечто первое, о чем уже не говорится со 
ссылкой на другое как о сделанном из этого другого, то оно первая материя; так, например, если земля - из воздуха, а воздух не огонь, а из огня, то огонь - первая 
материя, которая не есть определенное нечто. Ведь то, о чем сказывают, т. е. субстрат, различают именно по тому, есть ли он определенное нечто или нет; например, 
субстрат для состояний - это человек, т. е. тело и душа, а состояния - это 
образованное, бледное (когда у кого-то имеется образованность, он называется не образованностью, а образованным, и человек - не бледностью, а бледным, также не хождением или движением, а идущим или движущимся, подобно тому как выше говорилось о сделанном из какого-то материала). Итак, там, где дело обстоит таким образом, последний [субстрат] - сущность; а там, где это не так, а сказываемое есть 
некая форма и определенное нечто, последний [субстрат] есть материя 
и материальная сущность. Выходит, таким образом, что правильно то, что сделанное 
из чего-то называется по материалу и по состояниям, ибо и то и другое есть нечто неопределенное. Таким образом, когда надо говорить, что нечто есть 
в возможности, и когда нет,- об этом сказано. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п