После того как было сказано о способности -
той, о которой идет речь как о
связанной с движением, укажем, что такое действительность и какова
она. Ведь если
мы разберем это, нам в то же время станет ясно и то, что мы как о способном
говорим не только о том, чему от природы свойственно приводить в движение
другое пли быть приведенным в движение другим (будь то вообще или определенным
образом), но и в другом смысле, из-за которого мы и разобрали указанные
раньше значения способности. Итак, действительность - это существование
вещи не в том
{86}
смысле, в каком мы говорим о сущем в возможности (а как о сущем в возможности
мы говорим, например, об [изображении] Гермеса, что оно в дереве, и
о половинной
линии, что она в целой линии, потому что ее можно отнять, и точно так
же и того,
кто [в данное время] не исследует, мы признаем сведущим, если он способен
исследовать), а в смысле осуществления. То, что мы хотим сказать, становится
в отдельных случаях ясным с помощью наведения, и не следует для каждой
вещи искать определения, а надо сразу замечать соответствие, а именно:
как строящее относится к способному строить, так бодрствующее относится
к спящему и видящее к
закрывающему глаза, но обладающему зрением, выделенное из материи к
этой материи, обработанное к необработанному. И в этом различии одна сторона
пусть означает действительность, другая - возможное. Не обо всем говорится
в одинаковом смысле,
что оно есть в действительности, разве только в смысле соответствия
одного другому,
а именно: как одно находится в другом или относится к другому, так
третье находится
в четвертом или относится к четвертому, ибо одни относятся другу к
другу, как
движение относится к способности, другие - как сущность к какой-нибудь
материи.
А о беспредельном, пустом и другом тому подобном
говорят как о возможном и действительном по в том смысле, в каком говорят
о большинстве вещей, например
о видящем, идущем и видимом. О только что перечисленном можно иногда
говорить истину и без оговорок (ведь видимое - это, с одной стороны, то,
что видят,
а с другой - то, что можно видеть); беспредельное же существует в возможности
не
в том смысле, что оно когда-то будет существовать отдельно в действительности,
оно
таково
лишь для познания. Из того, что делению нет конца, следует,
что
действительность [у беспредельного] имеется в возможности, но не следует,
что беспредельное существует отдельно.
Ни одно из действий, имеющих предел, не есть
цель, а все они направлены на
цель, например цель похудания - худоба; но когда худеющий находится
в таком
движении, которое происходит не ради похудания, это движение не действие
или
по крайней мере не законченное действие (ибо оно не есть цель); но
если в
движении заключена цель, то оно и есть действие. Так, например, человек
видит -
и тем самым увидел, размышляет - и тем самым размыслил, думает - и
тем самым
подумал (но нельзя сказать, что он учится - п тем самым научился или
лечится - и
тем самым вылечился) ; и он живет хорошо - п тем самым ужо жил хорошо,
он
счастлив - и тем самым уже был счастлив. Иначе действие это уже должно
было бы когда-нибудь прекратиться, так, как когда человек худеет; здесь
это не так, а,
[например], он живет - и уже жил. Поэтому первые надо называть движениями,
вторые - осуществлениями. Ведь всякое движение незакончено - похудание,
учение, ходьба, строительство; это, разумеется, движения и именно незаконченные.
Ибо
неверно, что человек в одно и то же время идет и уже сходил, строит
дом и уже
построил его, возникает и ужо возник или двигается и уже подвинулся,-
все это
разное, и также разное «движет» и «одвинул». Но одно и то же существо
в то же
время увидело и видит, а также думает и подумало. Так вот, такое действие
я
называю осуществлением, а то - движением. Таким образом, из этих и
им подобных рассуждений должно быть нам ясно, что такое сущее в действительности
и каково
оно.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|