КНИГА ДЕВЯТАЯ
ГЛАВА ШЕСТАЯ
 

     После того как было сказано о способности - той, о которой идет речь как о 
связанной с движением, укажем, что такое действительность и какова она. Ведь если 
мы разберем это, нам в то же время станет ясно и то, что мы как о способном 
говорим не только о том, чему от природы свойственно приводить в движение другое пли быть приведенным в движение другим (будь то вообще или определенным 
образом), но и в другом смысле, из-за которого мы и разобрали указанные раньше значения способности. Итак, действительность - это существование вещи не в том 
{86} 
смысле, в каком мы говорим о сущем в возможности (а как о сущем в возможности 
мы говорим, например, об [изображении] Гермеса, что оно в дереве, и о половинной 
линии, что она в целой линии, потому что ее можно отнять, и точно так же и того, 
кто [в данное время] не исследует, мы признаем сведущим, если он способен 
исследовать), а в смысле осуществления. То, что мы хотим сказать, становится в отдельных случаях ясным с помощью наведения, и не следует для каждой вещи искать определения, а надо сразу замечать соответствие, а именно: как строящее относится к способному строить, так бодрствующее относится к спящему и видящее к 
закрывающему глаза, но обладающему зрением, выделенное из материи к этой материи, обработанное к необработанному. И в этом различии одна сторона пусть означает действительность, другая - возможное. Не обо всем говорится в одинаковом смысле, 
что оно есть в действительности, разве только в смысле соответствия одного другому, 
а именно: как одно находится в другом или относится к другому, так третье находится 
в четвертом или относится к четвертому, ибо одни относятся другу к другу, как 
движение относится к способности, другие - как сущность к какой-нибудь материи. 
     А о беспредельном, пустом и другом тому подобном говорят как о возможном и действительном по в том смысле, в каком говорят о большинстве вещей, например 
о видящем, идущем и видимом. О только что перечисленном можно иногда говорить истину и без оговорок (ведь видимое - это, с одной стороны, то, что видят, 
а с другой - то, что можно видеть); беспредельное же существует в возможности не 
в том смысле, что оно когда-то будет существовать отдельно в действительности, оно 
таково

лишь для познания. Из того, что делению нет конца, следует, что 
действительность [у беспредельного] имеется в возможности, но не следует, что беспредельное существует отдельно. 
     Ни одно из действий, имеющих предел, не есть цель, а все они направлены на 
цель, например цель похудания - худоба; но когда худеющий находится в таком 
движении, которое происходит не ради похудания, это движение не действие или 
по крайней мере не законченное действие (ибо оно не есть цель); но если в 
движении заключена цель, то оно и есть действие. Так, например, человек видит - 
и тем самым увидел, размышляет - и тем самым размыслил, думает - и тем самым 
подумал (но нельзя сказать, что он учится - п тем самым научился или лечится - и 
тем самым вылечился) ; и он живет хорошо - п тем самым ужо жил хорошо, он 
счастлив - и тем самым уже был счастлив. Иначе действие это уже должно было бы когда-нибудь прекратиться, так, как когда человек худеет; здесь это не так, а, 
[например], он живет - и уже жил. Поэтому первые надо называть движениями, 
вторые - осуществлениями. Ведь всякое движение незакончено - похудание, учение, ходьба, строительство; это, разумеется, движения и именно незаконченные. Ибо 
неверно, что человек в одно и то же время идет и уже сходил, строит дом и уже 
построил его, возникает и ужо возник или двигается и уже подвинулся,- все это 
разное, и также разное «движет» и «одвинул». Но одно и то же существо в то же 
время увидело и видит, а также думает и подумало. Так вот, такое действие я 
называю осуществлением, а то - движением. Таким образом, из этих и им подобных рассуждений должно быть нам ясно, что такое сущее в действительности и каково 
оно. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п