Что о едином говорится в различных значениях,
об этом сказано раньше - там,
где мы разбирали, в скольких смыслах [употребляются отдельные слова];
но раз нообразные значения единого сводимы к четырем основным видам того,
что
называется единым первично и само по себе, а не привходящим образом,
а именно:
(1) непрерывное - либо вообще, либо - особенно - по природе, а не через
соприкосновение или связь (да и из этого надо считать единым в большей
мере и
первее то, движение чего нераздельнее и более просто); (2) едино -
и даже в
большей мере - то, что составляет целое и имеет определенный образ,
или форму, особенно если нечто таково от природы, а не посторонней силой
(наподобие того,
что соединено клеем, или гвоздями или узлом), и имеет причину своей
непрерывности в самом себе. А вещь бывает такой оттого, что движение
ее одно
и неделимо по месту и времени; поэтому ясно, что если чему-то присуще
от природы первое начало первичного движения (я имею в виду первое начало
перемещения - круговое движение), то это- первичная единая величина. Таким
образом, то, что
едино в этом смысле,- это или непрерывное, или целое А в другом смысле
едино
то, определение чего едино Таково то, что постигается единой мыслью,
т. е. то
мысль о чем неделима, неделима же мысль о неделимом по виду или по
числу; (3)
по числу неделимо единичное, (4) по виду - то, что неделимо для понимания
и
познания, так что единым в первичном смысле можно было бы считать то,
что есть причина единства сущностей [1] Итак, вот во скольких значениях
говорится о
едином - это непрерывное от природы, целое, единичное и общее, и все
они
единое потому, что в одних случаях неделимо их движение, в других -
мысль о них
или определение их.
Надо, однако, иметь в виду, что нельзя считать
одинаковыми вопрос о том, какие
вещи обозначаются как единое, и вопрос о том, что такое существо единого
и
каково его определение (ведь о едином говорится в указанных смыслах,
и единой
будет каждая из тех вещей, которым присущ один из упомянутых видов
единства.
А существо единого иногда будет присуще одному из этих видов, иногда
чему-то
другому, что даже ближе к непосредственному значению] слова «единое»,
тогда как указанные вещи едины в возможности), так же как это следовало
бы говорить об
элементе и причине, если бы надо было, с одной стороны, различать,
какие вещи
к ним относятся, а с другой - давать определение самого имени. Ибо
в одном смысле элемент есть огонь (и пожалуй, само по себе также и беспредельное
[2] или еще
что-то в этом роде есть элемент), а в другом смысле нет: ведь существо
огня и
существо элемента не одно и то же, а как определенная вещь и естество
элемент
есть огонь; слово же «элемент» обозначает нечто привходящее для огня,
а именно
что что-то возникает из него как из первоосновы. То же можно сказать
и о причине,
и о едином, и обо всем подобном им. Поэтому и быть единым - значит
быть
неделимым именно как определенным нечто и существующим отдельно либо
пространственно, либо по виду, либо в мысли; иначе говоря, это значит быть
целым и неделимым, а скорее всего быть первой мерой для каждого рода,
главным образом для количества; ведь отсюда [это значение единого] перешло
на другие
[роды
{93}
сущего]. Мера есть то, чем познается количество; а количество как таковое
познается
или через единое, или через число [3] а всякое число - через единое,
так что всякое количество как таковое познается через единое, и то первое,
чем познаются
количества, есть само единое; а потому единое есть начало числа как
такового.
Отсюда и во всех остальных областях мерой называется то первое, чем
каждая вещь познается, и для каждого мерой служит единое - в длине, в ширине,
в глубине, в т
яжести, в скорости («тяжесть» и «скорость» одинаково применимы к противоположностям,
ибо каждая из них имеет двоякое значение; так, тяжесть приписывается и
тому, что имеет хоть какой-либо вес, и тому, что имеет
чрезвычайно большой вес, а скорость - и тому, что совершает хоть какое-либо
движение, и тому, что движется чрезвычайно быстро: ведь есть некоторая
скорость
и у того, что движется медленно, а тяжесть - у более легкого).
Так вот, во всех этих случаях мерой и началом
служит нечто единое и неделимое,
ибо
и при измерении линий мы как неделимой пользуемся линией величиною
в
одну стопу: всюду в качестве меры ищут нечто единое и неделимое, а
таково
простое или по качеству, или по количеству. А где представляется невозможным
что-то отнять или прибавить, там мера точна (поэтому мера числа самая
точная: ведь единица принимается как нечто во всех отношениях неделимое);
а во всех остальных случаях стараются брать эту меру как образец: у стадия,
у таланта и вообще у того, что
покрупнее, бывает менее заметно, когда что-то прибавляют к ним или
отнимают
от них, чем у величины меньших размеров. Поэтому все делают мерой то,
что как
первое по свидетельству чувственного восприятия не допускает [такого
прибавления или отнятия], - и для жидкого и сыпучего, и для имеющего
тяжесть или величину, и полагают, что знают количество, когда знают его
с помощью этой меры. Равным образом и движение измеряют простым и наиболее
быстрым движением,
так как оно занимает наименьшее время; поэтому в учении о небесных
светилах за
начало и меру берется такое единое (а именно: в основу кладется равномерное
и наиболее быстрое движение - движение неба, и по нему судят обо всех
остальных),
в музыке-четверть тона (так как она наименьший тон), а в речи-отдельный
звук.
И все это - единое не в том смысле, что оно обще им всем, а в указанном
выше
смысле [4].
Мера, однако, не всегда бывает одна по числу;
иногда мер больше, например:
имеется два вида четверти тона, различающиеся между собой не на слух,
а своими числовыми соотношениями [5] и звуков, которыми мы производим измерение,
несколько, а также диагональ квадрата и его сторона измеряются двоякой
мерой,
равно как и все [несоизмеримые] величины. Таким образом, единое есть
мера
всех вещей, потому что мы узнаем, из чего состоит сущность, когда производим
деление либо по количеству, либо по виду. И единое неделимо потому,
что первое в каждом [роде вещей] неделимо. Однако не все единое неделимо
в одинаковом
смысле, например стопа и единица: последняя такова во всех отношениях,
а первую
надо относить к тому, что неделимо лишь для чувственного восприятия,
как это
было уже сказано: ведь, собственно говоря, все непрерывное делимо.
Мера всегда однородна с измеряемым: для величин
мера - величина и в
отдельности для длины - некоторая длина, для ширины - ширина, для звука
- звук,
для тяжести - тяжесть, для единиц - единица (именно так это надо принять,
а не
говорить, что мера чисел есть число; правда, это было бы необходимо,
если бы отношение [6] здесь было такое же, [как и в других примерах]; но
дело в том, что требование здесь неодинаковое, а такое, как если бы кто
требовал, чтобы мерою
единиц были единицы, а не единица; число [7] же есть некоторое множество
единиц).
По той же самой причине мы называем также
знание и чувственное восприятие
мерою вещей, а именно потому, что мы нечто познаем при посредстве их,
хотя они
скорее измеряются [8], чем измеряют. Но с нами получается так, как
будто кто-то
другой измеряет нас, и мы узнаем свой рост благодаря тому, что столько-то
раз прикладывают к нам меру длины - локоть. Прота-гор же говорит: «Человек
есть мера
всех вещей», что равносильно тому, как если бы он сказал: «человек
знающий» или «воспринимающий чувствами» [есть мера всех вещей], а они -
потому, что обладают:
один - чувственным восприятием, другой - знанием, о которых мы [и так]
говорим,
что они меры предметов. Таким образом, это изречение ничего не содержит,
хотя
кажется, что содержит нечто особенное.
{94}
Итак, ясно, что единое в существе своем, если
точно указывать значение слова,
есть прежде всего некоторая мера, главным образом для количества, затем
для
качества. А мерой оно будет, если оно неделимо - в одном случае по
количеству,
в другом - по качеству; поэтому единое неделимо или вообще, или поскольку
оно
единое.
>
______________________________________________________________________________________
|