КНИГА ДЕСЯТАЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ
 

     Что же касается сущности и природы единого, то необходимо выяснить, как обстоит 
здесь дело, подобно тому как мы при рассмотрении затруднений [1] разбирали, что 
такое единое и как его надо понимать, а именно: 
     есть ли само по себе единое некоторая сущность (как это утверждали сначала пифагорейцы, а затем Платон) или скорее в его основе лежит некоторое естество, и о едином надо высказаться более понятно и скорее наподобие тех, кто рассуждал о 
природе, из которых один утверждал, что единое - это дружба, другой - воздух, 
третий - беспредельное. 
     Если же ничто общее не может быть сущностью, как об этом сказано в 
рассуждениях о сущности и о сущем, и если само сущее не может быть сущностью в смысле единого помимо множества (ибо оно общее всему), а может быть лишь тем, 
что сказывается о чем-то другом, то ясно, что и единое не может быть сущностью: 
ведь сущее и единое в большей мере, нежели что бы то ни было другое, сказываются 
как общее. Так что и роды не самобытности (physeis) и сущности, существующие 
отдельно от других, и единое не может быть родом по тем же самым причинам, по которым не могут быть родом ни сущее, ни сущность. 
     Кроме того, во всех [областях бытия] дело [с единым] должно обстоять 
одинаково: ведь о едином говорится в стольких же смыслах, что и о сущем; поэтому, 
так как когда речь идет о качестве, единое есть что-то определенное по качеству, и 
точно так же когда речь идет о количестве, то очевидно, что и вообще следует 
выяснять, что такое единое, так же как следует выяснять, что такое сущее, ибо недостаточно сказать, что именно в этом [2] и состоит его природа. У цветов единое 
есть тот или иной цвет, скажем белое, а все остальные цвета представляются происходящими из него и из черного, причем черное есть лишение белого, как и 
тьма - лишение света; так что если бы вещи были цветами, то они были бы 
некоторым числом, но числом чего? Очевидно, цветов, и единое было бы некоторым определенным единым, например белым цветом. Подобным же образом если бы 
вещи

были напевами, то и они были бы числом, но числом четвертей тона, однако 
число не было бы их сущностью; и единое было бы чем-то, сущностью чего было бы 
не единое, а четверть тона. И точно так же в речи сущее было бы числом ее звуков и единое было бы гласным звуком. А если бы вещи были прямолинейными фигурами, 
то они были бы числом фигур и единое было бы треугольником. И то же самое можно сказать и о других родах [сущего]. 
     Так что если числа и единое имеются и у состояний, и у качеств, и у количеств, 
и у движения и во всех этих случаях число сеть число определенных вещей, а 
единое есть определенное единое, но сущность его отнюдь не в том, чтобы быть 
единым, то и с сущностями дело должно обстоять таким же образом, ибо со всем дело обстоит одинаково. Таким образом, очевидно, что единое в каждом роде [сущего] есть нечто определенное и что само по себе единое ни у какого рода не составляет его природу; и как у цветов искомое само по себе единое - это один цвет, так и у сущности искомое само по себе единое есть одна сущность; а что единое некоторым образом означает то же самое, что и сущее, это ясно из того, что оно сопутствует категориям в стольких же значениях, что и сущее, и не подчинено [особо] ни одной из них (ни категории сущности, например, ни категории качества, а относится к ним так же, как сущее), а также из того, что если вместо «человек» говорят «один человек», то ничего дополнительного не высказывают (так же и «быть» ничего не значит помимо сути 
вещи, ее качества или количества), а быть единым означает быть чем-то отдельным. 
{95} 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п