КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ
 

     У существующего имеется начало, в отношении которого нельзя ошибиться, - оно всегда необходимо принуждает к обратному, т. е. заставляет говорить правильно, а именно что не может одно и то же в одно и то же время быть и не быть, и точно так 
же в отношении всего остального, что противолежит самому себе указанным 
сейчас образом. Для такого рода начал нет прямого доказательства, но против определенных лиц [1] оно возможно. В самом деле, нельзя построить умозаключение относительно этого начала на основе более достоверного начала, нежели оно; а 
между тем это было бы необходимо, если бы речь шла о том, чтобы дать прямое 
доказательство его. Но против того, кто высказывает ротиволежащее одно другому, 
надо, показывая, почему это ложное, принять нечто такое, что хотя оно и 
тождественно с [положением о том, что] не может одно и то же быть и не быть в 
одно и то же время, но вместе с тем не казалось бы тождественным, ибо только так 
можно вести доказательство против того, кто говорит, что допустимы 
противолежащие друг другу утверждения об одном и том же. Несомненно, что те. кто намерен участвовать в беседе, должны сколько-нибудь понимать друг друга. Если это 
не достигается, то как можно беседовать друг с другом? Поэтому каждое слово должно быть понятно и обозначать что-то, и именно не многое, а только одно; если же оно 
имеет несколько значений, то надо разъяснять, в каком из них оно употребляется. Следовательно, если кто говорит, что вот это есть и не есть, он отрицает то, что утверждает, тем самым он утверждает, что слово обозначает не то, что оно обозначает, 
а это несуразно. Если поэтому «быть вот этим» что-то означает, то противоречащее 
этому не может быть верным в отношении одного и того же.    
     Далее, если слово обозначает что-то и это значение указано правильно, то это 
должно быть так необходимым образом; а необходимо сущее нс может иногда не быть; следовательно, противолежащие друг другу высказывания об одном и том же не могут быть правильными. Далее, если утверждение отнюдь не более истинно, нежели отрицание, то называть нечто человеком будет отнюдь не более истинно, чем 
называть

его не-человеком. Однако представляется, что, и называя человека 
не-лошадью, говорят больше правды или [во всяком случае] не меньше, нежели 
называя его не-человеком; поэтому было бы также правильно называть этого же 
человека лошадью (ведь было принято, что противолежащие друг другу высказывания 
[об одном и том же] одинаково верны). Таким образом, получается, что тот же самый человек есть также лошадь и любое другое животное. 
     Итак, нет ни одного прямого доказательства этих [положений], однако есть доказательство против того, кто принимает противное им. И, ставя вопросы подобным образом, заставили бы, возможно, и самого Герак-лита скоро признать, что противолежащие друг другу высказывания об одном и том же никогда не могут быть верными; однако сам Гераклит, не вникнув в свои собственные слова, придерживался этого мнения. А вообще, если то, что им говорится, правильно, то не может быть правильно и само это его утверждение, а именно что одно и то же может в одно и то 
же время быть и не быть; в самом деле, подобно тому как утверждение нисколько не 
более правильно, нежели отрицание, если отделить их друг от друга, точно так же и 
тогда, когда оба они вместе связываются как бы в одно утверждение, это целое, взятое 
в виде утверждения, будет отнюдь не более истинно, нежели его отрицание [2]- Далее, если ни о чем нельзя высказать истинное утверждение, то ложным было бы и само это высказывание, что нет ни одного истинного утверждения. А если истинное 
утверждение имеется, то было бы опровергнуто сказанное теми, кто делает подобные возражения и [тем самым] совершенно исключает возможность рассуждать. 
{108} 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п