Если категории разделяются на сущность, качество,
место, действие или претерпевание, отношение и количество, то должно быть
три вида движения: для качества, количества и места. По отношению к сущности
нет движения [1] так как нет ничего противоположного сущности; нет движения
и для отношения (ибо может
вполне соответствовать действительности, что при изменении одного из
двух [соотнесенных членов] другой не изменится, так что их движение привходящее
[2]);
также нет движения ни для того, что действует или претерпевает, ни
для того, что
движет и приводится в движение, ибо нет ни движения движения, ни возникновения
возникновения, ни вообще изменения изменения. В самом деле, движение
движения возможно было бы двояким образом: или (1) движение берется как
субстрат (подобно тому как человек движется, потому что он меняется из
бледного в смуглого), так что
таким же образом и движение становилось бы теплым или холодным, или
меняло бы место, или росло; однако это невозможно, ибо изменение не есть
какой-либо субстрат; или (2) движение движения могло бы означать, что какой-нибудь
другой субстрат переходит из одного изменения в другой вид, как, например,
человек переходит из болезни в здоровье. Но и это невозможно, разве только
привходящим образом. Ибо
всякое движение есть изменение из одного в другое (и возникновение
и уничтожение - точно так же; только они суть изменения в противолежащее
таким-то образом, а движение - иным образом [3]). Итак, [в этом случае]
[4] человек в одно и то же время переходил бы из состояния здоровья в состояние
болезни и из этого состояния в
другое. Ясно, однако, что если он заболеет, то он претерпит изменение
в другой вид изменения (ведь можно и пребывать в покое) [5] а кроме того,
в такое, которое
всякий раз будет не случайным; и то изменение будет изменением из чего-то
во
что-то другое; так что будет противолежащее изменение - выздоровление,
однако оно произойдет привходящим образом, как,
{116}
например, переход от воспоминания к забвению, потому что у существа,
с которым
это бывает, изменение происходит иногда в отношении знания, иногда
в отношении здоровья [6].
Далее, если бы было изменение изменения и
возникновение возникновения, то пришлось бы идти в бесконечность. Несомненно,
должно было бы возникать и предшествующее возникновение, если возникает
последующее. Например, если возникновение в безотносительном смысле когда-нибудь
возникало, то возникало
в безотносительном смысле и возникающее, так что то, что возникает
в
безотносительном смысле, еще не было, но было уже нечто становящееся
[этим] возникающим. И оно [также] когда-то возникало, так что тогда оно
еще не было таким [становящимся]. А так как у бесконечного [ряда] не бывает
чего-либо первого, то и
здесь не будет первого, так что не будет и примыкающего к нему. Ничего,
таким
образом, не сможет ни возникать, ни двигаться, ни изменяться. Кроме
того, одно и
то же подлежит [в таком случае] и противоположному движению, и покою,
и также возникновению и уничтожению [одинаково], а потому то, что возникает,
уничтожается тогда, когда оно стало возникающим: ведь оно не может
уничтожаться
ни когда оно [только] становится возникающим], ни впоследствии [7],
ибо то, что уничтожается, должно существовать. Далее, в основе того, что
возникает и
изменяется, должна находиться материя [8] Так что же это будет за материя?
Что же
такое то, что становится движением или возникновением так же, как тело
или душа изменяются в своем качестве? И кроме того, к чему именно то и
другое движется [9]?
Ведь движение должно быть движением такой-то вещи от чего-то к чему-то,
а не движением [вообще] [10]. Как же это будет? Ведь нет учения учения,
так что нет и возникновения возникновения.
И так как нет движения ни сущности, ни отношения,
ни действия и претерпевания,
то остается сказать, что движение имеется для качества, количества
и «где» (ибо для каждого из них имеется противоположность); а имею я в
виду не то качество, которое принадлежит сущности (ведь и видовое отличие
есть качество), а то, которое
способно претерпевать (ввиду чего о чем-то говорят, что оно что-то
претерпевает)
или не способно претерпевать.
А неподвижное - это то, что вообще не может
быть приведено в движение, равно
как и то, что на протяжении долгого времени с трудом приводится в движение
или медленно начинает двигаться, а также то, что хотя по своей природе
и способно
двигаться, но не двигается ни тогда, ни там, ни так, когда, где и как
оно от природы способно. Только такого рода неподвижное я называю покоящимся[11],
ибо покой противо-положен движению, стало быть, покой есть лишенность [движения]
у того,
что способно к движению.
Вместе в пространстве то, что находится в
одном месте непосредственно [12], а раздельно - то, что в разных местах;
соприкасаются те вещи, у которых края вместе; а промежуточное - это то,
к чему по природе своей изменяющееся приходит раньше, нежели к тому, во
что оно при непрерывном изменении естественным образом изменяется в конце.
Противоположное по месту - это то, что по прямой линии
отстоит [от него] дальше всего; а следующее по порядку - то, что находится
за
началом и, будучи отделено положением, или по виду, или как-нибудь
иначе, не
имеет между собой и тем, вслед за чем оно идет, ничего из принадлежащего
к тому
же роду, например: линии-вслед за линией, или единицу - вслед за единицей,
или
дом - вслед за домом (но нечто принадлежащее к другому роду вполне
может
находиться в промежутке). Ибо следующее по порядку идет вслед за чем-то
определенным [13] и есть нечто позднейшее: ведь единица не следует
за двойкой и новолуние - за второй четвертью. А смежное - это то, что,
будучи следующим по
порядку, соприкасается [с предшествующим]. И так как всякое изменение
происходит
между противолежащим одно другому, а таково противоположение и противоречащее
одно другому, у противоречащего же одно другому нет ничего посредине, то
ясно, что промежуточное бывает у противоположного одно другому. А непрерывное
есть по существу своему нечто смежное. Говорю же я о непрерывном в том
случае, когда
граница каждой из двух вещей, по которой они соприкасаются и которая
их связывает вместе, становится одной и той же; так что ясно, что непрерывность
{120}
имеется там, где естественно образуется что-то одно благодаря соприкасанию.
А что идущее подряд есть при этом первое - это ясно (ибо не все идущее
подряд
соприкасается, но все соприкасающееся идет подряд, и если нечто непрерывно,
оно соприкасается [с другим] [14] но если соприкасается, то это еще не
значит, что
оно непрерывно; а там, где нет прикасания, нет сращенности). Поэтому
точка - не то
же самое, что единица, ибо точкам свойственно соприкасаться, а единицам
нет, они
лишь идут подряд; и между [двумя] точками бывает что-то в промежутке
[15], а между [двумя] единицами нет.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|