КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
 

     Если категории разделяются на сущность, качество, место, действие или претерпевание, отношение и количество, то должно быть три вида движения: для качества, количества и места. По отношению к сущности нет движения [1] так как нет ничего противоположного сущности; нет движения и для отношения (ибо может 
вполне соответствовать действительности, что при изменении одного из двух [соотнесенных членов] другой не изменится, так что их движение привходящее [2]); 
также нет движения ни для того, что действует или претерпевает, ни для того, что 
движет и приводится в движение, ибо нет ни движения движения, ни возникновения 
возникновения, ни вообще изменения изменения. В самом деле, движение движения возможно было бы двояким образом: или (1) движение берется как субстрат (подобно тому как человек движется, потому что он меняется из бледного в смуглого), так что 
таким же образом и движение становилось бы теплым или холодным, или меняло бы место, или росло; однако это невозможно, ибо изменение не есть какой-либо субстрат; или (2) движение движения могло бы означать, что какой-нибудь другой субстрат переходит из одного изменения в другой вид, как, например, человек переходит из болезни в здоровье. Но и это невозможно, разве только привходящим образом. Ибо 
всякое движение есть изменение из одного в другое (и возникновение и уничтожение - точно так же; только они суть изменения в противолежащее таким-то образом, а движение - иным образом [3]). Итак, [в этом случае] [4] человек в одно и то же время переходил бы из состояния здоровья в состояние болезни и из этого состояния в 
другое. Ясно, однако, что если он заболеет, то он претерпит изменение в другой вид изменения (ведь можно и пребывать в покое) [5] а кроме того, в такое, которое 
всякий раз будет не случайным; и то изменение будет изменением из чего-то во 
что-то другое; так что будет противолежащее изменение - выздоровление, однако оно произойдет привходящим образом, как, 
{116} 
например, переход от воспоминания к забвению, потому что у существа, с которым 
это бывает, изменение происходит иногда в отношении знания, иногда в отношении здоровья [6]. 
     Далее, если бы было изменение изменения и возникновение возникновения, то пришлось бы идти в бесконечность. Несомненно, должно было бы возникать и предшествующее возникновение, если возникает последующее. Например, если возникновение в безотносительном смысле когда-нибудь возникало, то возникало 
в безотносительном смысле и возникающее, так что то, что возникает в 
безотносительном смысле, еще не было, но было уже нечто становящееся [этим] возникающим. И оно [также] когда-то возникало, так что тогда оно еще не было таким [становящимся]. А так как у бесконечного [ряда] не бывает чего-либо первого, то и 
здесь не будет первого, так что не будет и примыкающего к нему. Ничего, таким 
образом, не сможет ни возникать, ни двигаться, ни изменяться. Кроме того, одно и 
то же подлежит [в таком случае] и противоположному движению, и покою, и также возникновению и уничтожению [одинаково], а потому то, что возникает, 
уничтожается тогда, когда оно стало возникающим: ведь оно не может уничтожаться 
ни когда оно [только] становится возникающим], ни впоследствии [7], ибо то, что уничтожается, должно существовать. Далее, в основе того, что возникает и 
изменяется, должна находиться материя [8] Так что же это будет за материя? Что же 
такое то, что становится движением или возникновением так же, как тело или душа изменяются в своем качестве? И кроме того, к чему именно то и другое движется [9]? 
Ведь движение должно быть движением такой-то вещи от чего-то к чему-то, а не движением [вообще] [10]. Как же это будет? Ведь нет учения учения, так что нет и возникновения возникновения. 
    

И так как нет движения ни сущности, ни отношения, ни действия и претерпевания, 
то остается сказать, что движение имеется для качества, количества и «где» (ибо для каждого из них имеется противоположность); а имею я в виду не то качество, которое принадлежит сущности (ведь и видовое отличие есть качество), а то, которое 
способно претерпевать (ввиду чего о чем-то говорят, что оно что-то претерпевает) 
или не способно претерпевать. 
     А неподвижное - это то, что вообще не может быть приведено в движение, равно 
как и то, что на протяжении долгого времени с трудом приводится в движение или медленно начинает двигаться, а также то, что хотя по своей природе и способно 
двигаться, но не двигается ни тогда, ни там, ни так, когда, где и как оно от природы способно. Только такого рода неподвижное я называю покоящимся[11], ибо покой противо-положен движению, стало быть, покой есть лишенность [движения] у того, 
что способно к движению. 
     Вместе в пространстве то, что находится в одном месте непосредственно [12], а раздельно - то, что в разных местах; соприкасаются те вещи, у которых края вместе; а промежуточное - это то, к чему по природе своей изменяющееся приходит раньше, нежели к тому, во что оно при непрерывном изменении естественным образом изменяется в конце. Противоположное по месту - это то, что по прямой линии 
отстоит [от него] дальше всего; а следующее по порядку - то, что находится за 
началом и, будучи отделено положением, или по виду, или как-нибудь иначе, не 
имеет между собой и тем, вслед за чем оно идет, ничего из принадлежащего к тому 
же роду, например: линии-вслед за линией, или единицу - вслед за единицей, или 
дом - вслед за домом (но нечто принадлежащее к другому роду вполне может 
находиться в промежутке). Ибо следующее по порядку идет вслед за чем-то 
определенным [13] и есть нечто позднейшее: ведь единица не следует за двойкой и новолуние - за второй четвертью. А смежное - это то, что, будучи следующим по 
порядку, соприкасается [с предшествующим]. И так как всякое изменение происходит 
между противолежащим одно другому, а таково противоположение и противоречащее одно другому, у противоречащего же одно другому нет ничего посредине, то ясно, что промежуточное бывает у противоположного одно другому. А непрерывное есть по существу своему нечто смежное. Говорю же я о непрерывном в том случае, когда 
граница каждой из двух вещей, по которой они соприкасаются и которая их связывает вместе, становится одной и той же; так что ясно, что непрерывность 
{120} 
имеется там, где естественно образуется что-то одно благодаря соприкасанию. А что идущее подряд есть при этом первое - это ясно (ибо не все идущее подряд 
соприкасается, но все соприкасающееся идет подряд, и если нечто непрерывно, оно соприкасается [с другим] [14] но если соприкасается, то это еще не значит, что 
оно непрерывно; а там, где нет прикасания, нет сращенности). Поэтому точка - не то 
же самое, что единица, ибо точкам свойственно соприкасаться, а единицам нет, они 
лишь идут подряд; и между [двумя] точками бывает что-то в промежутке [15], а между [двумя] единицами нет. 
<.....................................>
______________________________________________________________________________________