Остановимся теперь на одном вопросе, который
представляет известную
трудность и для тех, кто признает идеи, и для тех, кто не признает
их, и который
был затронут в самом начале при изложении затруднений Если не утверждать,
что сущности существуют отдельно, притом так, как говорится о единичных
вещах, то
будет устранена сущность, как мы ее понимаем. А если утверждать, что
сущности существуют отдельно, то каковы их элементы и начала?
Если признать их за единичное и не общее,
то существующих вещей будет столько, сколько есть элементов, и элементы
не будут предметом познания. В самом деле,
предположим, что слоги в речи - сущности, а их звуки - элементы сущностей.
Тогда
{144}
необходимо, чтобы слог ба был один, и каждый из слогов также один,
раз они не
общее и тождественны [лишь] по виду, а каждый один по числу и определенное
нечто и неодноименен. Да и кроме того, они всякое само-по-себе-сущее
считают
одним [по числу]. Но если слоги таковы, то также и то, из чего они
состоят; значит,
будет лишь один звук а, и не более, и не будет больше одного ни один
из остальных
звуков на том же основании, на каком и один и тот же слог не может
повторяться.
А если так, то помимо элементов не будет другого существующего, а будут
только элементы. Далее, элементы не будут и предметом познания: ведь они
не общее,
между тем предмет знания - общее. И это ясно из доказательств и определений:
ведь не получится умозаключения, что у этого вот треугольника углы
равны двум
прямым, если они не у всякого треугольника два прямых, или что этот
вот человек
есть лживое существо, если не всякий человек есть живое существо.
А с другой стороны, если начала действительно
суть общее, то либо и сущности, происходящие из них, общие, либо не-сущность
будет первее сущности: ведь общее
не есть сущность, элемент же и начало были признаны общими, а элемент
и начало первее того, начало и элемент чего они есть. Все эти выводы вполне
естественны,
когда
считают идеи происходящими из элементов и помимо одинаковых по
виду сущностей и идей признают некое отдельно существующее единое. Но если
ничто
не мешает, чтобы, скажем среди звуков речи было много а и б и чтобы,
помимо
этого множества, не было никакого самого-по-себе-о или самого-по-себе-б,
то по
этой причине будет бесчисленное множество сходных друг с другом слогов.
А что предмет всякого познания - общее, а потому и начала существующего
должны быть общими, но вместе с тем не быть отдельно существующими сущностями,-
это утверждение, правда, вызывает наибольшую трудность из всего сказанного,
однако
оно в некотором отношении истинно, а в некотором - не истинно. Дело
в том, что
знание, так же как и познавание, двояко: с одной стороны, это имеющееся
в
возможности, а с другой - в действительности. Так вот, возможность,
будучи как
материя общей и неопределенной, относится к общему и неопределенному,
а действительность, будучи определенной, относится к определенному, есть
«вот это»
и относится к "вот этому". Только привходящим образом. зрение видит
цвет вообще, потому что вот этот цвет, который оно видит, есть цвет [вообще];
и точно так же
вот это а, которое рассматривает сведующий в языке, есть а [вообще].
Ведь если
начала должны быть общими, то и происходящее из них необходимым образом
также общее, как это имеет место в доказательствах. А если так, то
не будет ничего отдельно существующего, т. е. никакой сущности. Однако
ясно, что знание в
некотором отношении есть общее знание, а в некотором - нет.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|