Итак, если одинаково
невозможно и не считать благо началом и считать его
началом указанным образом , то ясно, что начала
и первые сущности представлены
при этом неправильно. Но неправильно понимает
и тот, кто начала мирового целого уравнивает с началом животных и растений
на том основании, что более
совершенное всегда получается из неопределенного
и несовершенного, почему и утверждает, что и с первыми началами дело обстоит
таким же образом, так что само-по-себе-единое не есть даже нечто сущее.
На самом же деле и у
животных и растений есть совершенные начала, из которых
они происходят, ведь человека рождает человек
и семя не есть первое. Нелепо также полагать, что место возникло одновременно
с математическими телами (ведь место принадлежит лишь единичным вещам,
поэтому они отделимы друг от друга по месту; математические же предметы
не находятся в каком-либо месте), и утверждать, что
эти тела должны где-то находиться, но при этом
не сказать, что такое место.
Далее, тем, кто утверждает,
что существующее возникает из элементов и что
первое из существующего - числа, следовало бы
разобрать, какими разными
способами одно возникает из другого, и тогда
уже говорить, каким именно образом
число возникает из начал.
Через смешение ли? Но
не все допускает смешение, а возникающее [через
смешение] отлично [от своих элементов], и [тогда
] единое не существовало бы
отдельно и не было бы чем-то самосущим; между
тем они этого хотят.
А может быть, через
сложение, как слог? Но тогда должно быть и положение [элементов], и тот,
кто мыслит [число], должен будет единое и многое мыслить
отдельно. Тогда число будет вот этим - единицей
и множеством или единым и
неравным.
И так как "быть из чего-то"
- в одном смысле значит происходить из того, что
входит в состав вещи, а в другом нет, то каким
из этих двух способов получается
число? Из чего-то как из своих составных частей
происходит лишь то, что
подвержено возникновению. А может быть, число
происходит так, как из семени?
Но невозможно, чтобы от неделимого что-то отделилось.
А может быть, как из противоположного ему, не сохраняющегося [при его возникновении]?
Но то, что так возникает, состоит и из чего-то другого, что сохраняется
Стало быть, так как один
считает единое противоположным многому, другой
- противоположным неравному, принимая единое за равное, то, надо полагать,
число получается как бы из противоположностей; значит, должно было бы быть
что-то иное, из чего как из сохраняющегося и из одной противоположности
состоит или возникло число Кроме
того, почему же все остальное, что возникает
из противоположного ему или чему
есть противоположное, уничтожается, даже если
оно и состоит из всего этого противоположного, а число не уничтожается?
Об этом ничего не говорится. И все
же противоположное вещи уничтожает ее, и будучи
и не будучи составной частью
ее, как вражда уничтожает смесь (хотя это не
должно было бы быть: ведь не смеси
она противоположна ).
Не указано также, каким
из этих двух способов числа бывают причинами
сущностей и бытия: так ли, как пределы (например,
как точки для пространственных величин), а именно как Эврит устанавливал,
какое у какой вещи число (например,
это вот - число человека, а это - число лошади;
и так же как те, кто приводит числа
к форме треугольника и четырехугольника, он изображал
при помощи камешков
формы (животных) и растений), или же числа суть
причины потому, что созвучие
есть числовое соотношение, и точно так же человек
и каждая из других вещей? Но
каким образом свойства - белое, сладкое и теплое
- суть числа? Что числа не
сущности и не причины формы - это ясно, ибо соотношение
есть сущность, а число - [число какой-то] материи. Так, для плоти или кости
сущность есть число в том
смысле, что три части составляет огонь и две
- земля. И число, каково бы оно ни
было, всегда есть число чего-то: либо число частей
огня, либо число частей земли,
либо число единиц. Сущность же означает, что
в смеси имеется такое-то количество [одного вещества] против такого-то
количества [другого]; но это уже не число, а соотношение смеси телесных
чисел или каких бы то ни было Других. Таким образом, число - число вообще
или слагающееся из [отвлеченных] единиц - не есть ни действующая причина,
ни материя , ни соотношение, ни форма вещей. Но конечно,
оно и не целевая причина.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|