КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ
 

     Итак, если одинаково невозможно и не считать благо началом и считать его 
началом указанным образом , то ясно, что начала и первые сущности представлены 
при этом неправильно. Но неправильно понимает и тот, кто начала мирового целого уравнивает с началом животных и растений на том основании, что более 
совершенное всегда получается из неопределенного и несовершенного, почему и утверждает, что и с первыми началами дело обстоит таким же образом, так что само-по-себе-единое не есть даже нечто сущее. 
     На самом же деле и у животных и растений есть совершенные начала, из которых 
они происходят, ведь человека рождает человек и семя не есть первое. Нелепо также полагать, что место возникло одновременно с математическими телами (ведь место принадлежит лишь единичным вещам, поэтому они отделимы друг от друга по месту; математические же предметы не находятся в каком-либо месте), и утверждать, что 
эти тела должны где-то находиться, но при этом не сказать, что такое место.
     Далее, тем, кто утверждает, что существующее возникает из элементов и что 
первое из существующего - числа, следовало бы разобрать, какими разными 
способами одно возникает из другого, и тогда уже говорить, каким именно образом 
число возникает из начал.
     Через смешение ли? Но не все допускает смешение, а возникающее [через 
смешение] отлично [от своих элементов], и [тогда ] единое не существовало бы 
отдельно и не было бы чем-то самосущим; между тем они этого хотят.
     А может быть, через сложение, как слог? Но тогда должно быть и положение [элементов], и тот, кто мыслит [число], должен будет единое и многое мыслить 
отдельно. Тогда число будет вот этим - единицей и множеством или единым и 
неравным.
     И так как "быть из чего-то" - в одном смысле значит происходить из того, что 
входит в состав вещи, а в другом нет, то каким из этих двух способов получается 
число? Из чего-то как из своих составных частей происходит лишь то, что 
подвержено возникновению. А может быть, число происходит так, как из семени? 
Но невозможно, чтобы от неделимого что-то отделилось. А может быть, как из противоположного ему, не сохраняющегося [при его возникновении]? Но то, что так возникает, состоит и из чего-то другого, что сохраняется Стало быть, так как один 
считает единое противоположным многому, другой - противоположным неравному, принимая единое за равное, то, надо полагать, число получается как бы из противоположностей; значит, должно было бы быть что-то иное, из чего как из сохраняющегося и из одной противоположности состоит или возникло число Кроме 


того, почему же все остальное, что возникает из противоположного ему или чему 
есть противоположное, уничтожается, даже если оно и состоит из всего этого противоположного, а число не уничтожается? Об этом ничего не говорится. И все 
же противоположное вещи уничтожает ее, и будучи и не будучи составной частью 
ее, как вражда уничтожает смесь (хотя это не должно было бы быть: ведь не смеси 
она противоположна ).
     Не указано также, каким из этих двух способов числа бывают причинами 
сущностей и бытия: так ли, как пределы (например, как точки для пространственных величин), а именно как Эврит устанавливал, какое у какой вещи число (например, 
это вот - число человека, а это - число лошади; и так же как те, кто приводит числа 
к форме треугольника и четырехугольника, он изображал при помощи камешков 
формы (животных) и растений), или же числа суть причины потому, что созвучие 
есть числовое соотношение, и точно так же человек и каждая из других вещей? Но 
каким образом свойства - белое, сладкое и теплое - суть числа? Что числа не 
сущности и не причины формы - это ясно, ибо соотношение есть сущность, а число - [число какой-то] материи. Так, для плоти или кости сущность есть число в том 
смысле, что три части составляет огонь и две - земля. И число, каково бы оно ни 
было, всегда есть число чего-то: либо число частей огня, либо число частей земли, 
либо число единиц. Сущность же означает, что в смеси имеется такое-то количество [одного вещества] против такого-то количества [другого]; но это уже не число, а соотношение смеси телесных чисел или каких бы то ни было Других. Таким образом, число - число вообще или слагающееся из [отвлеченных] единиц - не есть ни действующая причина, ни материя , ни соотношение, ни форма вещей. Но конечно, 
оно и не целевая причина.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
п