.
          Браки

     В 626 году Византия заключает с хазарами союз против арабов. В этот и последующие века (вплоть до XII) политическая жизнь Византии не мыслится без участия кочевых тюрков. 
     В VII-VIII веках связи с хазарами расширяются и укрепляются.     Византия впадает в определенную зависимость от сильной Хазарской державы, которая служит Византии прочным щитом от арабской экспансии. 
     Византийские императоры вступают в браки с хазарскими принцессами. 
     Юстиниан II женат на дочери кагана, получившей в крещение имя Теодора. 
     Тиберий II тоже женится на дочери кагана и возвращается из Хазарии в Константинополь в 708 году с хазарской дружиной. Женой Константина V (741-775) также была дочь кагана, в христианстве - Ирина. Ее сын, император Лев IV, известен в истории под именем Хазар. 
     В IX веке византийские императоры создают при дворе хазарскую гвардию. Многие из хазарских воинов возвысились и получали высокие чины в императорской армии и в администрации. Так Варданиос Туркос из Крыма был произведен в стратеги Анатолии. Жены императоров, вероятно, способсвовали возвышению своих соплеменников, состоящих на византийской службе. 
     ...Традиция династийных браков тюрков идет издавна. Уйсуньский гуньмо, вассал Поднебесной, был женат на дочери императора (III век). Не каждый тюркский властитель удостаивался такой чести. В 630 году Сыби-хан, претендуя на большую власть, просит китайского императора выдать за него дочь. Возражая ему, последний ответил: «Дом тюкуский (тюркский - О. С.) теперь в смутных обстоятельствах и кто будет царем еще не решено. К чему заботиться о браке? Пусть каждый управляет своим аймаком и не нападает друг на друга» (А. Бичурин). Судя по ответу, император не был заинтересован   в   возвышении   Сыби-хана   и   объединении беспокойных соседей под одной рукой. Брак с дочерью императора давал бы Сыби-хану гарантию поддержки. 
     В Средней Азии в ту же эпоху тюркские ханы олицетворяют сильную сторону. И поэтому согдийские правители женятся на тюркских принцессах. 
     В 618 году каган Гун-шеху подчиняет среднеазиатских вождей. Покорив их, он выдает за наиболее сильного самаркандского правителя свою дочь. Несколько, раньше таким же образом каган Датон (правил с 575 года по 603) «приручает» правителя Согда по имени Тайжени. 
     В этой формуле дипломатического брака (дочь сильного выдается за вассала) выразились пережитки идеологии матриархата: женщина считалась главой семьи, и дети от нее принадлежали по крови ее роду. Тюркская пословица «сыновья - дети матери» выражает ту же мысль. Сыновья ее наследовали престол в подчиненном народе. Династийные браки преследовали далеко идущие цели. Наследник престола - сын и воспитанник матери. 
     В тюркском обществе женщина пользовалась широкими правами. Она активно участвовала в управлении племенем и государством. 
     ...Ислам, пришедший в Среднюю Азию с арабами, нарушил формулу династийного брака. Ислам низводит .женщину до уровня рабыни. Жена - это одна из наложниц в гареме. Мусульманские правители не выдают своих дочерей замуж за неверных. Но сами охотно включают иноверок в свои гаремы, не придавая этому никакого политического значения. Жена - это добыча сильного. Дань поверженного. 
    

Исламизированные тюрки накладывают новую идеологию на старую, традиционную, не зачеркивая ее. Ханы-мусульмане женятся на дочерях слабых врагов, принимая на себя политические обязательства. 
     В XIV веке Трапезунд (владения Византии в Малой Азии) переживает время последнего кризиса. Это агония остатков великой державы. Единственно чем может гордиться Трапезунд - своими красавицами, славными на всем Востоке. Он откупается ими от возможных «насильников». 
     Туркали-бей - глава туркменского государства ак-койнлу, опаснейшего соседа Трапезунда, в 1351 году женится на Марии, сестре молодого императора Алексея III Комнина. Вторая сестра, Феодора, была выдана в 1358 году за Хаджи-Омара, эмира провинции Хальбин. Одна дочь Алексея III вышла замуж за сына Хаджи-Омара Сулейман-бея, другая за эмира Эрзерума - Арсини, третья Евдокия за Таджи-Эддина эмира Лимнии, четвертая за внука Турали Кара-Юлука... Такой ценой продлевались дни Трапезунда. 
     ...Но тюрки, не принявшие мусульманство, продолжают древнюю традицию династийного брака по формуле - дочь сильного выдается за слабого. 
     В 1124 году грузинский царь Давид IV, потерявший царство (Грузия захвачена арабами и сельджуками), просит руки дочери кипчакского хана Артыка. Русские летописи называют его - Отрок, Отрак; грузинские - Атраха. Это о нем - летописная легенда, по которой Майков сложил свою знаменитую балладу «Емшан». Настоящее имя дочери Артыка не сохранилось, грузинская летопись называет ее - Гурандохта. Скорее всего это искажение традиционного персидского определения тюркских принцесс - Турандохта - «Туранская девушка» или «дочь Турана» (1). Девушка, спасшая Грузию и Армению в XII веке, была родной сестрой Кончака. Неизвестно, что побудило Артыка выдать дочь за «царя без царства». Писатель К. Гамсахурдия в романе «Давид IV Строитель» полагает, что Артык польстился на деньги, стал наемником Давида. Но едва ли у Давида оставалось что-либо кроме титула и скорби по поруганной земле своей. Захватчики подвергли поголовной мусульманизации население Кутаиси и Тбилиси. Непокорных истребляли, наполняли христианской кровью бассейны и плавали в них. 
     Мусульманский геноцид поставил под угрозу само существование христианских культур и народов Кавказа. Нет, не жажда наживы побудила хана Артыка с 45 тысячами кипчакские .воинов выступить против 300-тысячного войска арабо-сельджукской коалиции в одно из утр 1125 года, на поле Дидгори, близ Тбилиси. 


          Примечание:

1. «Тураном» иранские и кавказские источники называли страну. населенную 
    тюрками. Среднюю Азию, в частности.  

>

______________________________________________________________________________________
п