Морфология
а) По шумерским материалам можно судить о древности
тюркской словообразовательной схемы «инфинитив + к = существительное».
уру - строить; урук - город;
й з
- плавать; й з к
- водоплавающая птица;
ешту - слушать; гештук - ухо;
туру - жить, рождаться, турук (тipiк) - живой.
Шумеры заимствовали готовые термины, не осознавая
морфологической структуры. Постфикс в шумерском малозначим. Словообразование
идет за счет префиксов. И потому легко утрачивались конечные звуки.
б) Сохраняется пример тюркской схемы «императив
+ ма = существительное»: ту - роди, тума - потомство.
в) Уже действенна схема «императив + ен (ан)
= причастие прошедшего времени»: ер - следуй, ерен - следовавший, рядовой.
г) Существительное могло быть и нечленным.
Основная форма глагола (императив) выступала и в роли существительного.
Остатки этого явления сохраняются в живых языках. Например, в казахском:
той - 1) насыщающийся, 2) пир.
й - 1) воздвигай, нагромождай,
2) дом. (Сравните русские примеры: лай, вой, цель, строй).
В дальнейшем существительные образовывались суффиксами:
йу - нагромождать, й к
- куча, уйма - куча.
В шумерском представлены оба случая: ур -
город, урук - город. Близость глагола ру - строить, позволяет предположить,
что инфинитив выглядел в виде - уру, а императив - ур.
д) Поэтому разнятся грамматическими значениями
некоторые тюркские и шумерские лексемы:
шаг (шаб) - середина (шумерское);
шак (шаб) - раскалывай, разрубай пополам (тюркское);
сiк - удар (шумерское), сiк (с к)
- бей, режь, пори (тюркское);
кур - гора (шумерское), кур - возвышай (тюркское)
;
ур - город, (шумерское; ур - строй (тюркское);
еш - дверь (шумерское), еш - вырезай отверстие
(ешук, ешiк - дверь, дыра);
тip - жизнь (шумерск.), тip - живи (тюркское).
е) Шумерскому слову свойственна структура
«префиксы + корень», тюркское слово строится по другому чертежу - «корень
+ суффиксы». И потому различаются конструкции, составленные подчас из одних
кирпичей:
нiкi дiнгiр - принадлежащий богу (шумерское), тенгiр нiкi - принадлежащий
богу (тюркское). В тюркском нiкi - формант, не имеющий самостоятельного
лексического значения. В шумерском нiкi выступает как отдельная лексема
со значением «вещь» и как формант принадлежности.
ж) Синтаксическая структура модели должна
повторить лексическую. В древних языках слово строилось, как предложение;
оно и было, по сути, предложением.
Тюрки заимствуют синтаксическую модель «определение + определяемое»
(т. е. иными словами «служебное слово + корневое»), а в шумерском словаре
мы обнаруживаем прототюркскую модель «определяемое + определение» (т. е.
«корневое слово + служебное»). Сравните: «уг - кен» - народное
собрание («племя - широкое») - прототюркская структура,
сохраняющаяся в шумерском. И напротив «кен - уг» (тоже «широкое племя»)
- шумерская структура в тюркском. Или: кiр - сiкiл - «девушка чистая»,
сiлiк къз - «чистая девушка».
з) Структуры «корень + суффикс» в шумерском
случайны.
Некоторые шумерские падежные окончания поддаются
сравнению с тюркскими. Например, дательный падеж - «ра». В текстах орхоно-енисейских
памятников «ра» еще продуктивен.
Большинство падежных показателей в шумерском
разрушены и не твердо опознаны исследователями. Так формантом направительного
падежа считают «да», а отложительного - тан. В соседнем территориально
и во времени языке (хурритском) обнаружены многие точки соприкосновения
с шумерским. При восстановлении облика шумерских формантов важны показания
языков взаимодействовавших. В хурритском «да» - местный падеж «дан» - отложительный
(т. е. антиместный). Эти два падежа - самые древние и в системе алтайских
языков. Сравните: «да» - местный (общетюркский), «дан» - отложительный
(общетюркский).
Итог. Не все сопоставления могут оказаться
убедительными; дальнейшие исследования, вероятно, докажут случайность некоторых
совпадений, но, в основном, материал, на мой взгляд, подтверждает гипотезу
культурного родства шумерского и прототюркского языков. Они имеют общий
пласт культовой лексики.
Главное, чего мы хотели достичь: эти образцы
- первые, зыбкие следы могут ориентировать на более полное сопоставительное
изучение тюркских языков и шумерского. Эта задача важна для тюркологии,
которая пока не нашла ни одного древнейшего источника для сравнения, и
не ищет, ибо свято верит в заверения учителей, утверждающих невозможность
таковых.
<.....................................>
______________________________________________________________________________________
|