В дополнение к таблице 

     В главе «Проблемы родственных связей языков древней Передней Азии» И. М. Дьяконов приводит таблицу, из которой должно явствовать а) обособленность шумерского языка, б) генетическое родство хурритского и урартского, в) генетическое родство аккадского, древнееврейского и арамейского. 
     По этой таблице шумерский не имеет никаких точек соприкосновения с другими языками древней Передней Азии. 
     Сравнению подлежит пять слов - одно числительное, два существительных («земля», «бог»), причастие («слышащий»), указательное местоимение. 
     «В этой таблице, -пишет И. М. Дьяконов, - сразу бросается в глаза родство хурритского и урартского, а так же аккадского, древнееврейского и арамейского языков... Близость... такова, что при наличии даже небольшого сравнительного материала она видна наглядно, так как больших фонетических различий между ними не успело произойти». 
     Для наглядности повторим эту таблицу, но добавим одну колонку - тюркский язык,- хотя пока и нет твердых исторических данных, позволяющих относить прототюркский к языкам древней Передней Азии. За исключением первых фактов словаря. Но помня, что работа по восстановлению биографии тюркских языков, по сути, находится в самом начале своего пути, пойдем на это допущение. 
 
 
 

 
 шумер.
 хуррит.
 урарт.
 аккад.
 древне-
еврейск.
 арам.
 древне-
тюркск. 
«три»
уш
тумин
(неизв.)
шалаш
шалош
тэлет
уш, уч
«земля»
кiр
хэвр
гэвра
ерс
арс
ар
йiр
йер
йар
кiр
«бог»
дiнгiр,
демер
енi
iну
iлу
еел
елох
,елаах
тенгрi
тенгiр
денгiр
тенер
«слыша-
щий»
гештука
хазi
хазi-
 шемi
сооме
шаамах
«то»(указ.
местоим.)
ане
-ойа
йе
 -шу
-хуу,
-оо
-ех
не, н,
анау

      Какие выводы можно сделать из наблюдения этой таблицы? Слегка дополним выражение И. М. Дьяконова: «Близость аккадского, древнееврейского и арамейского с одной стороны, и хурритского и урартского - с другой, шумерского и древнетюркского - с третьей такова, что при наличии даже небольшого сравнительного материала она видна наглядно, так как больших фонетических различий между ними не успело произойти». 
     Подчеркнутые слова добавлены мной. Но близость шумерского и тюркского лексических материалов свидетельствует не о генетическом родстве этих двух словарно близких языков, а, повторяем, может доказывать лишь их культурное родство. 
     Эта же таблица свидетельствует, что все приведенные здесь языки находились между собой в культурном родстве. 
     Корень йир (йер) - «земля» знаком всем семи языкам. В урартском кроме лексемы «гэвра» засвидетельствован в синоним «гир», восходящий к шумерской форме. 
     Хурритское название бога «енi» надо, вероятно, сравнивать не с «дiнгiр», а с шумерским словом «ен» -  высший, которое выступает часто в значении «владыка», «господин». Так в именах богов Енкiр («Владыка земли») Енлиль («Владыка воздуха»). 
    

А учитывая то обстоятельство, что в новошумерском языке «н» под влиянием «у» нередко переходит в «л», то и аккадский термин «iлу» возможно рассматривать в связи с шумерским «ен» и возвести к праформе ену. 
     Таблица позволяет сделать еще один важный вывод: шумеры и тюрки находились в гораздо более близких и долгих культурных отношениях нежели шумеры, семиты, хурриты и урарту. 
     Фонетически - семантическая таблица - единственный инструмент анализа, находящийся на вооружении сравнительного языкозначения. 
     Она не всегда позволяет выделить случайные сходства, а так же слова,  представляющие прямые заимствования одним языком из другого, или обоими из третьего. 
     При сопоставлении  лексики  древнеписьменных языков в качестве дополнительного доказательства неслучайности совпадений форм и значений можно в отдельных случаях привлекать и данные письменностей. Особенно при сравнении односложных или однозвучных слов. 
     Недоверчиво поставил я рядом шумерское числительное «у» - 10, и общетюркское «ун» - 10. 
     Как выяснилось, многие тюркские односложные лексемы отличаются от шумерских наличием носового окончания. В этом, по-моему, выражалась попытка закрыть слог в заимствованном открыто-сложном слове. Например, шумерским местоимениям «ме» - я, «зе» - ты соответствуют тюркские «мен» - я,  «сен» - ты. В этот же ряд я включил осторожно уравнение «у» = «ун». Итак, формы и значения сравниваемых слов совпадали. Согласно методам современного сравнительного языкознания это сопоставление можно считать полным, тем более, что и некоторые другие числительные шумерские поддаются сравнению с тюркскими: простые уш = уш (3), сложные уш - у (30) = уш - ун (30). 
     Эти факты на фоне других массовых сближений позволяют нам с достаточной уверенностью возвести тюркское «ун» к праформе «у» и считать ее заимствованием шумерского числительного. Но даже в этом примере возможен элемент неточности. Ибо отсутствует главное доказательство - исторически обоснованная убежденность в возможности культурных контактов шумеров и тюрков. И в такой ситуации любое лишнее доказательство родственности шумерских и тюркских слов вовсе не лишне. 
     Если бы геродоты оставили нам четкие письменные свидетельства того, что шумеры и тюрки с такого-то по такое-то время, там-то и там-то обитали совместно, и заимствовали друг у друга слова, то языковедам вполне достаточно было бы внешней схожести у = ун, подкрепленной близостью значений, чтобы объявить эти слова родственными. 
     Но в данной ситуации именно на такие лексические уравнения падает тяжкая ответственность исторического факта: они призваны выполнить роль Геродотов. 
     Поэтому я в поисках новых обоснований неслучайности сходства 
у = ун обратился к письменностям. 
     В старошумерском письме было две цифры - единица, десятка. Я попытался найти им соответствия в древнетюркском руническом алфавите. 
 
--------------------  Шумерское письмо  ---------------
Древне-
--------  тюркское  -------- 
письмо 
знак
назв.
знач. цифр
знач. лекс.
знак
название
1
«аш»
единица
один
один
1
«ас»
>
«у»
десятка
десять
десять
>
«у»
     В шумерском названия цифр были одновременно и числительными. Если учесть то, что почти все тюркские числительные (за исключением ун, уш) заимствована из индоевропейских, то можно предположить, что прототюркские числительные остались в названиях цифр - букв. Но теперь надо было убедиться, что тюркское руническое письмо имеет и другие связи со старошумерской иероглификой, иначе эти единичные совпадения могут быть объяснены случайностью. 
     Целый ряд других параллелей убедил меня в том, что тюркское письмо в основе своей иероглифическое и восходит к старошумерскому (1). 
     Историю «первых» языков, к которым относится и шумерский уже невозможно рассматривать без этимографических исследований: язык и иероглифическое письмо создавались синхронно. 


          Примечание:

 1. Подробнее об этом в книге о происхождении древнетюркского письма, которая 
      готовится к изданию. 

<.....................................>

_______________________________________________________________________________________
п