История и старина
...Я прочел рукопись, и у меня возникло чувство
виноватости и перед теми, с кем спорил, и перед темами, которые на ходу
задел. Я увидел, что сам не избежал того, против чего воюю: ратуя за объективность
в оценке Времени, преувеличивал Момент.
Мысль обгоняет перо, и написанное вчера уже
похоже на старую топографическую карту: там, где ты обозначил кустарник,
уже шумит лес, там, где пунктиром провел тропинку догадки - сегодня гудят
бульдозеры, прорубая ложе для бетонированного тракта сознания.
Я бы хотел задать себе вопрос: что такое письмо?
Средство передачи чувства, идеи во времени и в пространстве. А язык? Устное
письмо. А искусство? Образное письмо.
Древние скульпторы - иероглифы, воплощенные
в глине и камне. Каждая, искусственно созданная вещь - утилитаризованный
символ. Название вещи - название иероглифа.
Мы рассматриваем письмо, язык, искусство отдельно
и не можем уяснить себе ни одной из частей, ибо они понятны лишь в целом.
Лингвисту надо быть палеографом и историком-искусствоведом
широкого профиля, только тогда он приблизится к слову.
Насколько тесно смыкаются проблемы генезиса
языка, письма, искусства можно увидеть на одном примере, приведенном, к
сожалению, эскизно по причине указанной.
В. В. говорил, что самым древним индоевропейским
словом считается ist (est, es, is, iz) в значении «быть», «существовать»,
«жить»: его находят в большинстве индоевропейских языков. Этимологии пока
нет, разысканы многочисленные родичи, родители неизвестны. Причинность
слова не устанавлена. Почему именно такое звукосочетание, а не любое другое
несет именно этот смысл? Вопрос в этимологии главный. На уровне современной
лингвистики не то чтобы решать - ставить его еще преждевременно. Но все
же попробую сравнить ist с именем древнеегипетской богини жизни Ишт (II
тысячелетие до н. э.).
Греки называют ее Ист (шипящих нет в греческом).
Персы озванчивают - Изид. Богиня Изида, кормящая грудью младенца, стала
прообразом христианской богоматери. (Эта параллель, к счастью, доказана
искусствоведами и, значит, выход Изиды в мир хотя бы древнеевропейских
культур можно считать установленным).
В Египет культ Ишт, мне кажется, приходит
из Передней Азии, где с IV-III тысячелетий до н. э. поклонялись богине
жизни, земли и плодородия Иштхор. У ней много функций, одна яз них - мать
солнца.
Глиняные статуэтки змееголовой Иштхор (1)
с безымянным младенцем (2) на руках были своеобразной метафорой,
в которой соединились три понятия: Мать (женщина с младенцем), Земля (глина).
Божество (змея).
Египетские ваятели «совершенствуют» образ
заимствованной богини. Они изображают ее прекрасноликой женщиной. О былой
змееголовости напоминают лишь кобры - уреи, обвивающие голову священной.
Египетские жрецы принимают версию - мать солнца
и обожествляют младенца, по их мнению, символизирующего восходящее светило.
Непонятно звучащее имя справедливо распределяется между двумя персонажами,
первый слог Ишт присваивается матери, следующий Хор - божественному младенцу.
Позже служители культа толкуют изображенный
сюжет, и в мифах появляется Гор-сын, который борется со змеями, угрожающими
матери. Культ Гора-сына распространяется по миру в I тысячелетии доя. э.
Этрусски поклоняются новорожденному солнцу.
Его идолом становится бронзовое зеркало. Много бронзовых зеркал с изображением
младенца найдено на территориях древней Этруссии. Почти всегда рядом с
рисунком младенца - надпись «геркле», т. е. «Гер-сын».
Эллины поклоняются змееборцу Гер-аклу, латины
- Геркулесу.
В христианской мифологии поражает змею Георгий.
В тюркских эпосах действует самоотверженно герой Геор-оглы, Гор-улы. Имя
бога зачастую переходит в этноним. Так, подозрительно звучит название древнегерманского
племени Гер-ул. Видимо, неслучайно эллинов назвали гер-кус (грекус).
Личное имя Гор (Гер) становится в индоевропейских
и тюркских языках нарицательным именем с основным значением - солнце. (Сравнивая
варианты лексемы можно предположить, что в древнеегипетском языке «Гор»
содержало мягкий гласный).
Любопытны пока еще фантастические этрусско-славянские
связи. Бронзовые метафоры с надписями попадали к славянам, которые палатализуют
мягкий согласный. Личное имя «геркле» станет словом «зеркле». Славяне приняли
надпись за название блестящей, отражающей свет вещи. Возможно и таким случайным
путем приходили слова-понятия в языки. «Зеркало» станет матерью лексем
«зрак», «зреть», «зрение». Славяне налаживают производство своих зеркал,
подписывают и торгуют их древним германцам. Происходит это уже в то время,
когда славяне пишут «по-гречески» (возможно, еще до Кирилла и Мефодия),
а германцы «по-латински». И славянскую надпись «sрiкал» (зрикал) германцы
читают «по-латински» - «спикэль». И у них появляется новое слово. (Сравните
современно-немецкий «шпигель» - зеркало) (3).
...Самое яркое доказательство тому, что мифические
имена становятся нарицательными в языках заимствующих, сохраняется в древнеиранском.
Имена египетских богов Ишт, Хор развились в «изд» - бог, «гор»- солнце.
Думается, в ту же эпоху получает распространение
в европейских и азиатских культурах имя богини-кормилицы Ишт, которое приобретает
значения, подсказанные скульптурным знаком. Макропоэты увидели отвлеченный
смысл - «давать жизнь», «жить», микропоэты закрепили свое понимание, каменного
иероглифа в семантике - «кормить», «кормиться».
Мы могли увидеть, как переднеазийские Слово
и Знак, пройдя через горнило египетского искусства, обогатили культуры
индоевропейские. Но последние и сами черпали непосредственно из кипящего
котла цивилизаций Двуречья. Им было знакомо и нерасчлененное имя Иштхор.
На глиняном теле богини часто наносился шумерский
детерменатив божества - восьмилучевая звезда. Имя богини сопрягалось с
этим знаком и становилось нарицательным термином со значением «звезда».
Сравните позднесемитские варианты имени Иштхор - Астарат (-ат - суффикс
женского рода), Аштарта, Иштар, Истер и индоевропейские названия звезды
- астра, астер, аштра, аштар, стелла, стар
и т. д.
Греки несколько раз встречаются с этой богиней.
Однажды они получают термин «истера» - лоно женское, детородный орган;
в другой раз присваивают имя восьмилучевику «астир» - звезда. И, наконец,
именем старинной богини определили понятие древность - История.
Мы уходим на поиски древних знаков,
повстречаем их на дорогах разных,
Растворенные в формах воды и плазмы,
в фигурах гор и во взглядах магов,
отпечатаны в лицах людских и в пальцах,
в иэваяньях египетских, в индских танцах..
Очертания символов явлены в слове.
Заклинаю вас, люди,
поклоняйтесь Корове.
- Ныне веки иные, иные знаки.
На знаменах вспыхнули волчьи оскалы!
Заклинаю вас, люди,
поклоняйтесь Собаке!
- Но по-прежнему солнце сияет на скалах
двурогих,
в междуречье Евфрата,
на рогах Арарата,
на крутых и пологих
склонах.
Заклиная вас, любящих и влюбленных,
поклоняйтесь Лону.
И пока на челах королев блистают карагы,
и пока вгрызаются в низкое небо злаки,
рубят землю оратаи,
режут коров араты,
и божественна точка пулевая на флаге,
Проклинайте глухих, не имеющих зраков!
Мы уходим на поиски грубых знаков,
опозоренных вещью,
возвышенных злобой,
осененных выдохом вечности -
Словом...
Примечания:
1. Змея была божеством земли.
2. Младенец - символ материнства, плодородия.
3. Разные прочтения формально совпадающих букв
из двух основных
европейских алфавитов порождают сегодня
новые формы лексем. Так
«по-русски» прочтены Рим (вместо «Рум»),
«диалог» (вместо «дуалог»),
«диалект» вместо «дуалект» и т. п.
<.....................................>
_______________________________________________________________________________________
|