.
Сны Испании
_________________________
1. На расколотом пороге памяти.
Сны Испании. На иврите это стало образным
выражением - «Халомот бэ Аспамья». Переводится как - «воздушные замки»,
неосуществимые мечтания, которые в определенной степени, быть может, сумел
осуществить лишь один Антонио Гауди, великий испанский
зодчий, в течение своей жизни превратившийся из анархиста и язычника
в ревностного
католика.
В памяти же испанского еврейства, несущей
в себе суровую красоту этой земли и невыносимую горечь существования, приведшего
к изгнанию, «халомот бэ Аспамья - это
тяжкое знание, это унижающее достоинство умение сгибать головы, которое
евреи смиренно принимают и несут через поколения, можно сказать, с самых
ранних лет торжествующе расширяющегося в мир христианства: уже в
305 году новой эры церковный собор в Эльвире запрещает христианам
жить в домах евреев и есть с ними за одним столом. С тех пор
«еврейский вопрос» - кость в горле жителей Пиренейского полуострова.
Завершается подписанием эдикта 31 марта 1492 года об изгнании евреев
из Испании, которую они
должны покинуть до конца июля того же года.
В отличие от Исхода из Египта, это исход насильственный,
никто из жителей страны им
не дарит золото и серебро, наоборот, им следует поспешно ликвидировать
личное и
общинное имущество, и они продают его за бесценок или их конфискуют
власти и передают муниципалитетам, а те на вырученные за это деньги строят
церкви и монастыри. Еврейские кладбища превращают в выгоны и пастбища,
точно, как и в годы нашей жизни на Украине, в Молдавии, что говорит о весьма
небольшой творческой фантазии гонителей евреев во все
века.
В конце шестидесятых моим глазам предстает
безобразно раскуроченное Лукьяновское кладбище в Киеве, у Бабьего Яра,
с впадинами ощеренных могил и разбросанными плитами надгробий. В Кишиневе
такими же плитами, с которых не стерты ивритские имена
похороненных в веках, несущие нестираемое присутствие их душ, стелят
тротуар или строят
стену вдоль улицы Степной. В Испании же надгробия сносят напрочь,
чтобы не было даже памяти о когда-то живших там даже мертвых евреях.
Двести тысяч евреев покидает Испанию. 120
тысяч уходит в Португалию, где в 1497 их насильственно крестят. Около 50
тысяч уходит в Северную Афррику, небольшое число - в Авиньон (Франция)
и папские владения Италии. Изгнание входит в сознание мирового еврейства,
как одна из величайших национальных катастроф. Если Исход был символом
свободы, то Изгнание и Катастрофа стали символами гибели.
Ребенком я помню напряженные разговоры в доме
о гражданской войне в Испании, о
друзьях
и однокашниках отца и матери, которые поехали туда добровольно
сражаться против «фашистов», «чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать».
Через всю жизнь хранится в моей
памяти имя маминого товарища Яши Кофмана, который потерял в Испании
ногу и покончил собой. Все эти годы негромко, но явственно по нему звонит
колокол. Интересно было бы
знать, таилось ли у этих ребят под комминтерновской эйфорией в подсознании
хотя бы какое-нибудь подобие чувства, что борются они за свое попиравшееся
веками национальное достоинство и именно в Испании?
В сорокатысячной Интернациональной бригаде
сражается восемь тысяч евреев. Триста
из них из Эрец-Исраэль, где их отцов убивают в погромах арабы, но сыновья
убеждены, что еврейские эксплоататоры не лучше других, а воевать надо за
Коминтерн.
Обожаемые ими республиканцы отказывают евреям
Мадрида иметь собственное
кладбище и спокойно взирают на ограбление синагоги и осквернение свитков
Торы.
Еврейские же добровольцы, очевидно, воспринимают это как борьбу с религиозным
мракобесием.
Такова трагическая судьба попавших в
слепую кишку Истории.
Великий французский философ-интуитивист еврей
Анри Бергсон говорит о том, что
всякое явление духа, культуры, литературы меняет напрочь общий духовный
баланс мира,
и уже нельзя вернуться в прежнее состояние, не ощутив невосполнимую
жуть потери.
Именно эта жуть охватывает в Испании. Великое достояние испанского
еврейства
выжжено, вытоптано, вернуло Испанию тех лет в прежнее состояние воинствующего
язычества. И как в некогда великом древнем Риме все произведения зодчества,
включая
Колизей и обелиски, вывезенные императором Августом из Египта,
увенчаны крестами,
так и в Испании великолепные синагоги превращены в церкви. В Толедо
с синагоги-музея
и по сей день не снят крест с крыши. Благо, колокольню не пристроили.
С таким грузом памяти и печали души вылетаем
в Испанию на очередной конгресс
трех культур - ивритской, арабской, испанской.
>
_____________________________________________________________________________________________
|