.
Сны Испании
_________________________
3. Родословная.
Барселона. Устраиваемся в гостинице «Риальто»
в готическом Старом квартале на улице Ферран, рядом со знаменитой Королевской
площадью - Пласа де Реал. Первый выход - на площадь. Первые ласточки Гауди
- фонари необычных форм, фонтан трех граций, интимность достаточно большого
пространства благодаря окружающим его пальмам и одинаково желтого цвета
домам с кованными решетками балконов. Однако в интимность эту вносят весьма
ощутимую тревогу ошивающиеся по площади бомжи, которые поздней ночью укладываются
спать прямо под ногами туристов, наркоманы, проститутки - малолетки
и вовсе потасканные старухи, мужики-попрошайки, сладко улыбающиеся в сумраке
выходных пассажей. Все они
наглы и агрессивны, мгновенно переходят от жалоб к оскорблениям, толкаются.
Только оторвешься от них, влипаешь в ораву орущих темнокожих музыкантов
в диковинных одеяниях,
то ли цыган, то ли индейцев, как-то непрофессионально рвущих струны
в ритме то ли румбы
то ли пасадобле, на которых, как бабочки на огонь, во множестве слетаются
японцы с фотоаппаратами. Мгновенно улица забивается толпой зевак, пока
не появляется полицейская машина. Совсем ошеломленный, упираешься в одну
из дверей Большого королевского дворца, вздрагивая при виде рельефов святого
Георгия, убивающего змия, и обросшего волосами, что
твой Эсав, мужика, забивающего дракона дубиной - древнего властителя
Каталонии графа
Гифре эль Пилос (Вильфрида Волосатого). В каталонской мифологии граф
этот имел в
основном дело с драконами, которых гады-сарацины завезли из Африки
на предмет
истребления христиан. Ну прямо как в песне Высоцкого «В королевстве,
где все тихо и
складно, где ни войн, ни катаклизмов, ни бурь, появился страшный зверь
агромадный, то ли буйвол, то ли бык, то ли тур». Одним словом, как в песне
поется, драл он овец, потом женщин, потом рыцарей, и не стрелка-алкоголика,
а специального охотника на драконов вызвали.
Ничего не помогало, даже массивная кавалерийская атака, пока сам Гифре
не выломал дуба,
от удара которого «агромадный зверь» и дал дуба. Но в песне Высоцкого
есть еще одна, при взгляде на Гифре подвернувшаяся заковыка: «чуду-юду
уложил и убёг...» А заковыка эта, как фокусник ленту, вытягивает еще одну
- невеселую шутку нашей молодости 60-х - 70-х: что
такое чудо-юдо? - Еврей, устроившийся на работу или попавший в ВУЗ.
Лента эта впрямую неожиданно и непроизвольно опять же замыкается на изгнании
евреев из Испании. Так вот, оказывается, кто эти змии и драконы. Не просто
печальная, а устрашающая родословная заставляет поёжится в этот первый
день конца апреля 2003 года в Барселоне. Только потом осознаешь,
что ведь находишься почти в центре средневекового еврейского квартала.
Погром
1391 года, а затем изгнание 1492 вымело их из города, дома их были
разобраны и пошли на строительство новых. Какую-нибудь реликвию времен
Римской империи можно обнаружить,
но
даже духа нет каких-либо «иудейских древностей».
Стараемся выбраться из всей этой толчеи, уйти
от этой памяти к морю, и вот - огромный -
в разлет неба - до морского горизонта и близлежащих гор - акваторий
порта Барселоны, погруженный в день, полный солнца, голубизны, с огромностью
белых кораблей-паромов, высоченной колонны Колумба, выводком белых яхт
с целым ровноствольным лесом тонких
мачт, с широким - в два этажа и пролета - дощатым мостом - к Торговому
центру, где на
нижнем уровне моста загорают в обнимку и напоказ (в этом все удовольствие)
парочки.
Торговый центр высится над нами огромным зеркальным козырьком, в котором
все мы отражаемся. А поверху, пересекая это раскинувшееся, полное жизни,
движения, пространство, плывут в небе вагончики воздушной канатной дороги
- через море и в горы - на холм
Монжуик. Уйма ресторанчиков полна даров моря. Дороги обсажены огромными
пальмами.
И все это движется, сверкает, медленно существует.
На следующий день, с утра - музей Пикассо.
Пролеты и арки старого готического особняка Беренгера д»Агилар множатся
прирастающими залами соседних зданий уже почти на
полулицы. Музей достаточно молод: открыт в 1963. Творчество Пикассо
представлено в нем
с большими лакунами. Все его первые детские наброски, самые ранние
работы, вплоть до голубого и розового периода, оставленные у родителей
в Барселоне до отъезда в Париж в
1904 года, переданы музею. Лишь через 13 лет, в приснопамятном
девятьсот семнадцатом, Пикассо привозит сюда невесту Олю Хохлову и «Русский
балет» Дягилева. Странной ассоциацией всплывает в моей памяти 1968: войска
Совдепии вторгаются в Прагу, а чешский цирк застревает в России. Вообще
музей этот очень какой-то личный. Жаклин Пикассо дарит
ему прекрасную керамику своего великого родича. А своему другу и секретарю
Жауме
Сабартесу даже после его смерти Пикассо откладывает совершенно потрясающие
оттиски
белыми чернилами на белой бумаге. Вот они оба на фотографии - низкорослые
жовиальные старички в кепках, рядом с веселым коллажем, где рисованный
Сабартес и так и эдак
обхаживает, обнюхивает, наезжает на вырезанных Пикассо из модных журналов
тех лет
красоток а-ля Монро.
<....................................>
_____________________________________________________________________________________________
|