.
Скандинавия: групповой портрет пространства
с часами без стрелок.
____________________________
Паром Хельсинки-Стокгольм
Огромный, как слон в посудной лавке, паром-лайнер
«Викинг» осторожно пробирается узким проливом, оставляя по обе стороны
шхеры Хельсинки, выходит прямо в небо, не ограниченное заборами, деревьями,
домами, забывающееся в собственной бесконечности, мощно бездейственное
и девственное.
Закатывается солнце с царской медлительностью,
взрывчато выбрасывая столб пурпура, прожигает небо спиртовым пламенем:
два-три облачка, более низких, насквозь прохваченных огнем заката, оранжевыми
одиночками вкраплены в серую массу облаков.
В отличие от средиземноморских северные воды
более тусклы, леденят взор. И, кажется, здесь в шуме вод человеческий голос
более сиротлив и менее дерзок.
Коллеги мои собрались в Петербург, я же один
плыву в Стокгольм.
На высоко движущейся пустынной палубе душу
охватывает одиночество и чувство внутренней бьющей через край жизни. Час
мирового сиротства, оставленности в мире, когда прошлое закатилось, а будущее
неизвестно. И, странно, это сродни чувству в ночь завершения Судного
дня, когда миг назад бывший храмом, зал молитв оборачивается опустевшим
кораблем, Летучим Голландцем, очнувшимся как от обморока от пребывания
на высотах плача и раскаяния, чтобы до следующего Судного дня бороздить
океан времени призраком вечности – обителью Господней. Тора в праздничных
одеждах свернута преходящими тенями. Слабея от голода, они спешат вернуться
к будничному своему существованию: выпутаться из снастей и сбежать за борт.
Вот и я, ощутив голод, спускаюсь с палубы,
проскальзывая преходящей тенью мимо множеств людей, наркотически прикованных
к игральным автоматам, наставленным по всем углам парома – этакой поверхностно
яркой частички городской жизни посреди бездны морской. Суета и отсутствие
чувства реальности здесь истинно подобны массовому гипнозу. Играет бодрая
музыка, заполняя все уголки плывущего в ночь города, группа детей в синих
галстуках, по двое, сопровождаемая, очевидно воспитательницей, движется
по центральному холлу неизвестно куда.
Поздний час. В коридорах и пролетах лестниц
полумрак. Шумные ватаги разбрелись по углам этой огромной посудины, вобрали
головы под одеяла и пледы. Сна ни в глазу. Опять поднимаюсь на верхнюю
палубу, стою среди внезапно и резко уходящих к звездам мачт и снастей.
Шумящий в них ветер, вместе с гулом судовых машин, на всю оставшуюся жизнь
отпечатывает это мгновение. Тьма, смола, пропасть вод, вздувающихся пеной,
идет огромными, тяжкими развалами. Напористы и ленивы рассекаемые, нехотя
раздающиеся, сонно сопротивляющиеся кораблю волны. Снасти ли, провода,
провожаемые моим взглядом, мгновенно собираются к высокой мачте, спичкой
чиркающей по холодным скандинавским звездам. Влажная пыль холодит лицо.
Гул ночи, ее неустойчивость, приходит ощутимой бренностью всего живого
на гигантских ладонях вод и неба, глупой человеческой беспечностью, отдающей
себя воле стихии. Кроме меня на палубе две-три недопроявленные тени,
вероятно, матросы, возятся среди снастей: словно боясь собственной дерзости,
тайком, по-воровски стараются повернуть эти снасти, привязанные к оси,
на которой в этот миг весь ночной остов Вселенной, изменить ее уже вырвавшийся
из-под их власти ход.
Спускаюсь в каюту, не в кубрик, а скорее в
кубик абсолютно задраенного пространства на самом дне корабля, вероятно,
под уровнем бегущих за металлической стеной вод. В железном этом мешке
можно и жизнь проспать. Никакого гула. Никакого движения. Не колыхнется
вода в стакане.
Раннее утро обозначается берегом, городом,
бегущим необозримой конницей этажей, кровель, червленых черепичных коньков,
навстречу кораблю, этаким игрушечным андерсеновским городом, несмотря на
то, что ближайшие взгляду дома золотушно шелушатся старостью.
<................................................>
_____________________________________________________________________________________________
|