.
Можно ли одолеть бесов?
.
«Бесы» в Израиле.
Русские читатели
не очень-то осведомлены о литературном процессе в ивритской
литературе, но именно в наши дни беснующегося
во всем мире, а у нас давно и прочно поселившегося террора, обсуждается
вышедший недавно ивритский перевод романа
Достоевского «Бесы», в котором автор предвидел,
куда будет катиться Россия, а в общем-то,
как оказалось, и весь мир, еще в конце Х I Х-го
века. Террор в те времена, по сравнению с
войной казавшийся делом провинциальным, ныне
вышел на мировую арену. Бесчинствовали террористы у нас, но мир, вполголоса
осуждая террор на словах, думал про себя: что
поделаешь, евреи вечные козлы отпущения, и вообще
- чего не дают независимости другому народу? Цивилизованная Европа из желания
собственного покоя, свихнулась на этом коньке: борьбе за независимость
народов. Разве в годы этой «безоглядной» борьбы с
«колониализмом» нельзя было представить, куда
эта борьба заведет, к примеру, Африку, где сегдня на глазах всего мира
свирепствует без прикрас геноцид, уничтожающий целые
народы?
Кстати, эпиграфом к
роману Достоевский взял стихи из «Бесов» Пушкина и из Евангелия
Луки. Происходящее в них связано с одним местом
в северо-восточном углу озера Кинерет.
Если вы будете проезжать или проезжали там, под
дороге на Голанские высоты, увидите
справа развалины небольшой часовенки. Именно
она поставлена в честь события,
описываемого у Луки. В этом углу была деревня
Бейт-Цаида (В русском переводе Вифсаида),
т.е. дом охоты, ловли рыбы. Здесь ловили рыбу
будущие апостолы, здесь они увидели Иисуса идущим по воде. И вот на этом
склоне Иисус выгнал бесов из людей и вогнал в свиней,
которые прыгнули в озеро: «Тут на горе
паслось стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них.
Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней;
и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло...»
Сам анализ личности
Достоевского говорит о сложности обсуждаемой темы.
Принято изображать Достоевского, как гениального
писателя, чьи произведения
углубили исследования человеческой души, однако
политическое мировоззрение его принадлежит к наиболее реакционным. Достоевский,
по признанию Фридриха Ницше, единственный психолог, которого он признает
как учителя. Но его поддержка автократии, царизма, религиозно-мессианская
вера обнажают темную сторону его глубокой души.
Следует отделить Достоевского, как великого мастера
литературы, от Достоевского
визионера. Как говорил серьезно, к примеру, Фрейд
в своей работе «Достоевский и
убийство отца»,что сейчас может быть воспринято,
как юмор: содержание Достоевского
надо съесть, а скорлупу выбросить: «Завершение
борьбы Достоевского с моралью не
достойно восхваления. После тяжких и бурных колебаний
в стремлении привести
к компромиссу требования страстей и инстинктов
индивида с требованиями общества, Достоевский отступил и скатился до принятия
земной власти в облике царя,
христианского бога, до узкого русского национализма...
Вот ахилесова пята этого
великого человека».
Сегодня в израильском
обществе, проблемы насилия и террора, переживаемых всеми
нами, вызвали к жизни перевод романа «Бесы» на
иврит. Дискуссия идет по вопросу:
отвечает ли этот роман «духу времени» наших дней.
Бытует и все сильней
укрепляется мнение, что ныне, после всех кровавых катастроф,
принесенных в прошлом веке революционным атеизмом
и агрессивным просвещенчеством, обретает невероятный подъем консервативное
видение мира, черпающее из идеологических источников англосаксонского интеллектуального
мира. Но «консерватизм» Достоевского абсолютно иной.
Английский консерватизм
соединял в себе либеральные позиции с точки зрения
экономики с консервативными позициями в культуре.
Консерватизм Достоевского основан
на ином сплаве: положительном отношении к общественным
позициям социалистов
поколения 60-х Х I Х-го века и абсолютном отрицании
их явно метафизического
материализма и революционных методов насилия,
которыми они пытались достичь своих
целей. Фальшь ситуации была невероятной: «насильники
и убийцы» шли под лозунгом «весь
мир насилья мы разрушим...» Биограф Достоевского
Джозеф Франк, написавший фундаментальную биографию писателя в шести томах,
последний том которой вышел в
прошлом году в издательстве Принстонского универститета,
ставит под большой вопрос «реакционность» Достоевского.
В России, где так и
не произошла «буржуазная революция», в 60-е годы Х I Х-го
столетия, случилось некое помешательсво умов
в среде русских радикалов: является ли целью революции либерализм и»свобода»
или создание социалистического государства,
основанного на «равенстве»?
Чернышевский, лидер
радикалов, прообраз Верховенского в «Бесах» был за равенство.
Но среди последователей Чернышевского оказались
правые радикалы во главе с Писаревым, провозгласившим, что освобождение
России принесут новые капиталисты, лишенные всякой морали. Дальше больше:
Писарев считал, что в каждом обществе и поколение должны быть «особые люди»
(«Сверхчеловек» Ницше), которые не должны подчиняться общественным нормам.
Ответ Достоевского: особый человек Раскольников в «Преступлении и наказании».
Кто же они, герои романа
«Бесы»? Петр Верховенский, социалист, интриган,
изощренный до гениальности провокатор, или крайний
индивидуалист-фанатик Николай Ставрогин, умеющий околдовать демонической
силой любого, харизматический нигилист
с гнильцой, провозглашающий ницшеанского «сверхчеловека»?
Достоевский остерегается социалистов-революционеров, видя ясно, что
дай им свободу, и они освободят самые
низменные страшные страсти, самое распоясавшееся
насилие в душе человека. Но
смертельно боится Достоевский «сверхчеловеков»,
лишенных идеологии и даже капельки нравственности, как Ставрогин. Достоевский
признавался с удивлением, что в то время.
как из-под его пера вырисовывается трагический
образ Ставрогина, образ Верховенского,
вопреки желанию автора, обретает комические черты,
и получается, что даже невозможно сравнить магнетическую, лишенную всякой
сдержанности, дьявольскую фигуру
Ставрогина с революционной суетой Верховенского.
Можно сказать, что эти
два образа были изначальными провозвестниками двух
страшных катастроф, повисших атомными грибами
над серединой Х Х-го века - в
Сибири и срединной Европе: Гулаг и Аушвиц.
Невероятие этих катастроф
в том, что сегодняшним поколениям просто невозможно
понять, во имя чего истреблялись миллионы невинных
людей с двух краев Европы и в
восточной Азии.
Ощущение пророчицы Касандры,
видящей страшное будущее и абсолютно беспомощной
это предотвратить, преследовало Достоевского
Достоевский истинный
и решительный защитник традиций нравственности в
литературе. Традициями этими в течение последних
столетий представлены абсолютно аморальные, не чурающиеся насилия, вплоть
до убийства, образы, в творчестве Бальзака.
Именно исследуя такие типы, традиционалисты весьма
пессимистичны в отношении человеческой природы. При всем своем гениальном
предвидении Достоевский не мог
себе представить до каких страшных пределов дойдут
поднявшиеся с самых низов «сверхчеловеки»: сын сапожника-пьяницы Сталин
и бездарный художник, дослужившийся
до ефрейтора, Адольф Гитлер.
Деспотии, так игрушечно
выглядящие в древней Элладе, в Х Х-м веке вырастают в чудищ
насилия, проглатывающих мир. И все же поэт Иосиф
Бродский в своей Нобелевской лекции сказал: «Лучше быть последним неудачником
в демократии, чем мучеником или властителем
дум в деспотии».
<.............................................................>
_____________________________________________________________________________________________
|